1.3Сущность структурной политики Республики Беларусь
Структурная политика – это меры в сфере инвестиций и финансовых стимулов, которые нацелены на позитивные структурные изменения.
Структурная политика применяется на всех уровнях управления, включает выделение приоритетных направлений развития национального производства и его структурных элементов, разработку и реализацию комплекса мер, которые направлены на формирование оптимальных пропорций развития секторов национальной экономики, обеспечивающих интенсивный экономический рост. Также структурная политика определяет соотношение между структурными элементами национального производства [19].
Политика структурной перестройки является важным элементом экономической политики развитых стран. Она имеет комплексный характер и включает инвестиционную, научно-техническую, промышленную политику, отношения собственности и др. Несмотря на либерализацию экономических отношений, развитые страны формируют и реализуют структурную политику, обусловливая значимое регулирующее воздействие органов государственного управления[19].
Разработка структурной политики включает формирование концепции научно-технологического развития, совершенствование нормативной правовой базы, которая обеспечивает процессы структурного реформирования, разработку программ, которые направлены на реформирование структуры национальной экономики на основе использования определенных организационно-экономических форм, реорганизацию управляющих структур.
К основным задачам структурной политики в современных условиях можно отнести: повышение инвестиций в продуктовые и процессные инновации, привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли, которые определяют технологический уровень экономики, эффективное управление предприятиями, создание производств с высокой добавленной стоимостью и др.
Во многих странах на начальной стадии структурной перестройки применяется так называемая защитная стратегия, которая направлена на защиту новых отраслей и их структурных элементов. Приоритетные направления формируются на основе выделения стратегических отраслей, которые смогут в будущем обеспечить инновационный прорыв.
Проанализировав опыт развитых стран, можно сделать вывод, что в современных условиях долгосрочный экономический рост обеспечивается на основе следующих приоритетов структурной политики: стимулирование научно-технического развития отраслей, обеспечение реструктуризации воспроизводственной структуры на основе институциональных преобразований, стимулирование инвестиционной деятельности, внедрение новых и высоких технологий в высокотехнологичных и традиционных отраслях, рост экономической эффективности деятельности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства[19].
Суть структурной политики Республики Беларусь заключается в стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью на местных ресурсах в сфере услуг, повышении капитализации коммерческих организаций, увеличении в их балансах доли нематериальных активов, раскрепощении творческой и предпринимательской инициативы в деле создания и быстрого освоения новых видов продукции, технологий и услуг [15].
Целью реализации структурной политики промышленности является повышение эффективности работы промышленности, включая увеличение производительности труда, не менее чем на 70 процентов за пятилетие, рост валовой добавленной стоимости промышленности на 60 процентов, повышение рентабельности продаж до 14 – 15 процентов в 2015 году [15].
Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 гг. является рост благосостояния и улучшение условий жизнедеятельности населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Стратегия достижения этой цели, важнейшие приоритеты, основы государственной экономической политики определены четвертым Всебелорусским народным собранием и решениями Главы государства [17, 2]. Масштабность поставленной задачи требует радикального обновления всех сфер экономики и выхода на качественно новый уровень развития, что фактически означает переход от догоняющего развития к органичной модернизации экономики [9, 4].
В Республике Беларусь имеются объективные предпосылки для обеспечения экономического роста, который позволит достигнуть средне европейского уровня качества жизни населения. В стране создана устойчивая и развивающаяся экономика. За две последние пятилетки подготовлена база для инновационного прорыва [7]. Также утверждена Советом Министров 18 февраля и одобрена Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Программа деятельности Правительства, которая содержит оптимальный набор механизмов для обеспечения более динамичного развития страны, которые в комплексе представляют самые современные подходы к управлению экономикой [15].
Главное условие структурной политики – селективность мер поддержки различных секторов экономики, реструктуризация предприятий с традиционными и низкими технологиями, высокой импорто- и материалоемкостью производства путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные секторы экономики, повышения качества продукции [15].
Таким образом, можно выделить основные направления структурных преобразований в национальной экономике Республики Беларусь:
·Создание условий для структурных преобразований, развития приоритетных направлений экономической деятельности, привлечения прямых иностранных инвестиций.
·Реформирование национального производства, создание межгосударственных, региональных промышленных структур в форме финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений субъектов хозяйствования.
·Создание условий для развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих производств, сферы услуг.
·Стимулирование и поддержка развития всех форм предпринимательской деятельности.
·Совершенствование кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, ценовой политики, таможенного регулирования.
·Формирование конкурентной среды.
·Разработка и реализация социально-экономических программ, которые обеспечивают формирование человеческого капитала и его эффективное использование.
Таким образом, национальная экономика рассматривается в качестве экономической системы страны, для которой характерно суверенитет нации и государства, целостность территории, единство экономического пространства и юридической среды и др. Исторически сложились определенные предпосылки и условия развития национальной экономики Республики Беларусь. Они делятся на общие, системные и внутрисистемные. Предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны – это предваряющее условие, с другой – действующее требование к преобразованию экономики. Как и любое государство, Беларусь ведет свою структурную политику, суть которой заключается в стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью, повышении капитализации коммерческих организаций, увеличении в их балансах доли нематериальных активов, раскрепощении творческой и предпринимательской инициативы в создании и быстром освоении новых видов продукции.