1.2Предпосылки становления и развития национальной экономики
Многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Влияние европейской культуры (системный плюрализм, разнообразие религиозных и культурных традиций, высокая степень индивидуальной предприимчивости, растущая дифференциация общественных структур) помогло этим странам создать различные предпосылки для формирования рыночной экономики: экономические, политические, социально-психологические, правовые, идейно-культурные.
В ходе исторических событий Беларусь взаимодействовала с западными государствами и поэтому восприняла многие черты их культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, длительное вхождение в Единый народнохозяйственный комплекс СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Учет этих аспектов, а также присущих Беларуси особенностей (геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и др.) является основной методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития ее экономики [22, 125].
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления в контексте белорусской экономической модели:
·Формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства.
·Преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства.
·Глубинные преобразования структуры экономики на основе высоких технологий, с учетом мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, принципов эффективного международного разделения труда.
Эти процессы происходят в режиме непрерывного функционирования и развития, так как экономическую деятельность страны остановить невозможно.
Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия [11, 67-68].
Предпосылка – предварительное условие, отправное положение; условие – основа или правило, установленное в какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные.
Общесистемные предпосылки носят конституционно-правовой, политический идеологический, мировоззренческий характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества) [2, 12].
Основной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:
·Построение унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь).
·Формирование современного гражданского общества.
·Создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики [11, 69].
Системные предпосылки включают единство экономического, институционно-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой.
Внутрисистемные – обуславливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.
В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитические, внешнеэкономические, внутриполитические.
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Основой этих предпосылок является новая стратегия развития, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции: социальной справедливости, экономической эффективности, экологической защищенности.
Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой – постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране [2, 12-13].