3.3 Методы решения проблем структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь
Для решения проблем структурной перестройки национальной экономики Беларуси необходимо реализовать модернизацию важнейших секторов экономики на основе:
·Технологического обновления производства.
·Формирования эффективной национальной инновационной системы.
·Дальнейшего развития материально-технической базы науки.
·Формирования рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры.
·Расширения международного научно-технического и инновационного сотрудничества.
·Реализации создания действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности.
·Подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечения специалистов из-за рубежа.
Совершенствование структуры экономики должно основываться, с одной стороны, на основе дальнейшего развития конкурентоспособных традиционных производств, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой. А с другой – путем создания новых высокотехнологичных производств и секторов экономики, формируемых на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями (прогнозируется, что к 2015–2020 гг. объем продаж продукции высоких технологий возрастет до 4 трлн долл.[24]). При этом особое внимание необходимо уделить созданию и развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.
Разумеется, такая небольшая страна как Беларусь, которая к тому же обладает объективно ограниченным природно-ресурсным потенциалом, не имеет возможности распылять ресурсы на всем спектре научных исследований и разработок и потому вынуждена концентрировать их только на стратегических, наиболее значимых направлениях. Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Первом съезде ученых Республики Беларусь: «Нам нужен квалифицированный и, главное, творческий анализ экономики нашей страны. Нужны глубокие исследования, позволяющие определить основные ориентиры нашего экономического развития, подходы к организации различных сфер народного хозяйства. Наметить направления концентрации сил и средств, разработать прогнозы на будущее… Нужны конкретные предложения с глубокой экономической проработкой».
Исходя из этого в качестве приоритетных в текущей пятилетке обозначены 9 направлений научно-технической и инновационной деятельности. В рамках этих приоритетных направлений выделены 45 наиболее значимых для республики макротехнологий, которые, в свою очередь, включают в себя 303 критических технологии.
В частности, на период до 2015 года в рамках дальнейшего научно-технического и инновационного развития Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления и входящие в их состав макротехнологии:
1.«Энергетика и энергосбережение», развивающее 5 макротехнологий (энергосбережение и энергоэффективность; энергетика и энергобезопасность; энергоэффективные технологии и техника; атомная энергетика и ядерно-физические технологии; светодиодная и фотовольтаическая техника, оптоэлектронные технологии) и 30 критический технологий.
2.«Химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии», включающее 6 макротехнологий (химия и нефтехимия, химические продукты и оборудование; удобрения, регуляторы и стимуляторы роста, средства защиты растений и животных; чистые вода и воздух; биологическая энергетика и биотопливо; биотехнологии в промышленности, сельском и лесном хозяйстве; медицинские биотехнологии) и 31 критическую технологию.
3.«Промышленные и строительные технологии и производства», включающее 9 макротехнологий (машиностроение (производство автомобильной, карьерной, дорожной техники, автобусов, комбайнов, тракторов, вагонов, мобильной сельскохозяйственной техники и дизельных двигателей для них); оптическое и электронное приборостроение и технологии; лазерно-оптические материалы, приборы и технологии; микроэлектроника и субмикронные технологии твердотельной электроники; радиоэлектроника; электротехника; производство продукции легкой промышленности; строительство зданий и сооружений; промышленная металлургия; автотракторокомбайностроение) и 68 критических технологий.
4.«Агропромышленные технологии и производства», развивающее 6 макротехнологий (системы и комплексы сельскохозяйственных машин и оборудования; производство животноводческой продукции; производство растениеводческой продукции; переработка сельскохозяйственного сырья; повышение плодородия и эффективности использования сельскохозяйственных земель; селекция, воспроизводство и защита сельскохозяйственных культур и животных) и 33 критических технологий.
5.«Информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии», включающее 1 макротехнологию (производство средств связи, вычислительных средств и программного продукта; высокопроизводительные системы, технологии передачи и обработки информации) и 17 критических технологий.
6.«Медицина, медицинская техника и технологии, фармация», включающее 8 макротехнологий (профилактика заболеваний; диагностика и лечение заболеваний; реабилитация пациентов и инвалидов; лекарственные, лечебно-диагностические препараты и тест-системы; материнство и детство; онкология; кардиология; медицинская техника и технологии) и 59 критических технологий.
7.«Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций», развивающее 5 макротехнологий (поиск, разведка и добыча полезных ископаемых; водные ресурсы; лесные ресурсы, повышение продуктивности и устойчивости лесов, улучшение их качественного состава; охрана окружающей среды; повышение уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и 33 критических технологий.
8.«Новые материалы», включающее в себя 3 макротехнологии (производство новых материалов для промышленности и здравоохранения; производство новых материалов для строительства; металлургические технологии, сварка металлов, покрытия и упрочнение поверхности) и 24 критических технологий.
9.«Обороноспособность и национальная безопасность», включающее 2 макротехнологии (перспективные системы вооружения и военная техника; экономика, образование, культура, общество) и 8 критических технологий.
Столь полная реализация научно-технического и инновационного потенциала позволит существенно повысить глобальную конкурентоспособность отечественной экономики, увеличить ее энергоэффективность, снизить зависимость от импорта ресурсов, укрепить энергетическую и сырьевую безопасность страны.
Таким образом, наиболее подходящей для Республики Беларусь может оказаться догоняюще-прорывная модель роста. С одной стороны, это позволит обновить средства производства за счет уже имеющихся в мире передовых образцов. Решится проблема перехода от ресурсоемких к ресурсосберегающим технологиям, к освоению и выпуску продукции мирового уровня. Вместе с этим Беларусь должна расширять наукоемкий, высокотехнологичный сектор экономики, включая производство соответствующих видов услуг. Наукоемкие, высокотехнологичные услуги должны стать «точками роста» для традиционных отраслей, способствовать дальнейшему наращиванию экспортного потенциала страны, формированию сферы услуг на новом технологическом уровне.
В третьей главе были рассмотрены механизмы реализации структурной политики и проблемы, возникающие при ее осуществлении. К ним относятся: неэффективная налогово-бюджетная политика, зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, невысокий уровень развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость. В качестве решения данных проблем необходимо технологическое обновление производства, формирование эффективной национальной инновационной системы, дальнейшее развития материально-технической базы науки, формирование рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры, расширение международного научно-технического и инновационного сотрудничества, реализация создания действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности, подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации.