3.2 Проблемы структурной перестройки Республики Беларусь
В ходе реализации структурной политики в Республике Беларусь обнаруживается ряд проблем.
Первая проблема – это неэффективная налогово-бюджетная политика. Это проявляется в чрезмерной налоговой нагрузке на предприятия. Согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса 2014: анализ законодательства для средних и малых предприятий», налоговая нагрузка Беларуси составляет 52% (из которых 38,4% - это отчисления в фонд социальной защиты населения, 13,4% - налог на прибыль, 1% - налог на недвижимость) [25]. Это существенно отличается от развитых стран, где аналогичный показатель приблизительно равен 25%. Несмотря на то, что начиная с 2004 года Республика Беларусь провела наиболее радикальные налоговые реформы среди всех стран мира, количество платежей в год составит не менее 13. Один налог приходится на земельный налог и по четыре на НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость. Также, помимо платежей, утвержденных в Налоговом кодексе, существуют дополнительные сборы (фактически являющиеся налогами), устанавливаемые нормативными документами президента.
Второй проблемой является зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, поскольку выпускаемая продукция является энерго- и материалоемкостной. В ходе исторического развития, сложилось так, что основным поставщиком энергоресурсов является Россия. В этом есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести непосредственное соседство с Россией, отсутствие каких-либо стран на пути транзита энергоресурсов. Минусы включают в себя отсутствие полной гарантии поставок в необходимых объемах и ассортименте. Согласно статистическим данным, Беларусь импортировала 21, 261 млн. тонн нефти, этот показатель снизился в сравнении с 2012 годом на 1,9% [12]. В денежном эквиваленте это составило $8, 392 млрд., что на 3,6% меньше, чем в 2012 году. Также в 2013 году было импортировано 20,3 млрд. кубометров газа. Такой же объем был импортирован и в 2012 году. Средняя цена импортированного газа преодолела отметку в $166 за тысячу кубометров [12]. Третья проблема состоит в невысоком уровне развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость.
Рисунок 3.4 – Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в странах СНГ в 2012 году
Согласно рисунку, валовая добавленная стоимость в сфере услуг Беларуси является одной из самых низких в странах СНГ вместе с Арменией и Азербайджаном.
Исходя из данных Национального статистического комитета за 2013 год, в товарной структуре экспорта Республики Беларусь лидирующую позицию занимают минеральные продукты, их доля составляет 33%, 19,2% составляют машины, оборудование и транспортные средства, по 15,1% - у продукции химической промышленности, каучука (включая химические волокна и нити) и продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Статистические данные еще раз доказывают об отсутствии продукции, которая бы имела высокую добавленную стоимость.
Проблемы, описанные выше, тесно взаимосвязаны и их совокупное влияние на субъектов производственной деятельности придает структурному кризису Республики Беларусь системный характер.