ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1 Особенности переходной экономики РБ
Переходная экономика Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Наличие монополий в отрасли свидетельствует, что доступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно.
Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство, в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанции, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.
Расчеты по отраслям – автомобильной, черной и цветной металлургии, производству алюминия показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий.
Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические олигополии.
Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновением в отрасль являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок.
В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству–монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги.
Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.
Вполне оправдано, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения.
В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией или слияние нескольких корпораций в одну, что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и экономики и постоянно находится под контролем государства.
В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками.
Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это тотальная монополия государства в экономике, характерная для бывших социалистических стран, и является непреодолимым препятствием развития рынка в стране.
Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратится к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находится государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганта, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.
Такое наблюдалось в производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше бы была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монополии.
Таким образом, можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические олигополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Временный характер имеет научно-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических олигополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном олигопольном рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, но снижающие барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов.
3.2 Основные принципы антимонопольной политики в переходной экономике
Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономики, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики.
1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель превышает 60%, то рынок считается монополизированным; если меньше 20%, то рынок не монополизированым.
2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам.
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
- Выведение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации.
- Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику.
Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования.
В частности, для эффективного управления технологическими олигополиями нужды преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции. В нашей экономике министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного регулирования, чтобы обеспечить к зоне естественного монополизма.
Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному объему научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними.
Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производство, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения.
Государство стремится не допустить превращение крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного контроля. Экономические регуляторы малоэффективны. Ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.
5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию.