1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система ор-ганизации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовле-творение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих програм-мах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, опти-мизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации техни-ческого сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных ус-луг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в опреде-ленном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономиче-ских, политических, научно-технических и социальных факторов. Предпри-ятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому кон-кретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективно-стью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель распола-гает возможностью систематически корректиро¬вать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соот¬ветствии с изме-нениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материаль-ными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходи¬мую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из ре¬зультатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг ста-новится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, тех-нологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы кол-лектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
• надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупа-телей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
• создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
• необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несо-гласованную” предварительно с рынком продукцию.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:
1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его опре-деленной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной пред-приятием.
2. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
3. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговремен-ный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к про-гнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров ры-ночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную дея-тельность.
4. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики актив-ного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновре-менным целенаправленным воздействием на них.
Методы маркетинговой деятельности (см. рис. 1) заключаются в том, что проводятся:
• анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружаю-щей среды и ее возможностей;
• анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характери-стик людей, принимающих решение о покупке, а также их потреб-ностей в широком смысле этого понятия и процессов приобрете-ния ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
• изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или мо-дернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
• планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых се-тей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
• обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, не-коммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупате-лей, агентов и конкретных продавцов;
• обеспечение ценовой политики, заключающейся в планиро-вании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.
• удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспе-чить должную безопасность использования товара и защиты ок-ружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
• управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль мар-кетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эф-фективности маркетинговых решений.
Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей сре-ды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (ус-луги) ,планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планиро-вание цены, обеспечение социальной ответственности и управление марке-тингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения одно-типных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.
В рыночной экономике, по логике экономических законов, предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать акку-мулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновле-ние и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответст-венно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование пред-приятие может обеспечить только при успешной реализации своего продук-та на рынке. Современный рынок, между тем, весьма изменчив. Пассивный подход к его рассмотрению означал бы, что свое положение предприятие вручало бы воле рынка пускало бы все "на самотек", чего допускать нельзя. Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, позволившего бы "обновлять кровь", необ-ходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть, на самом деле, олицетворение такой активной позиции.
Прибыль предприятия представляет собой разницу между его общим доходом (брутто-доходом) и общими расходами хозяйствования.
БД=Оа*Са+Ов*Св+Ос*Сс+…Оn*Сn,
где
БД - брутто-доход;
Оа, Ов, Ос,…, Оn - объем продукции;
Са, Св, …, Сn - цены, по которым она реализована.
Представим, что в производственном ассортименте фабрики "N" наряду с другими продуктами присутствует и женская обувь (продукт В, напри-мер). С учетом имеющегося производственного оборудования, а также структуры и динамики расходов фабрика "N" могла бы обеспечить желае-мый уровень доходов (прибыли), если бы было выполнено условие, что реа-лизация этого продукта должна иметь объем 300 000 пар в год, а цена реа-лизации одной пары должна быть не менее 100 000 руб., т. е. Ов - 300 000 пар в год, Св - 100 000 руб. за единицу.
Чтобы это условие было выполнено, необходимо, чтобы от общего числа потенциальных потребителей женской обуви на конкретном рыноч-ном сегменте, например, в 3 млн. человек, 10% будут желать и смогут при-обрести в год хотя бы одну пару обуви фабрики "N" по цене 100 000 руб., и что они это сделают. Согласно этому, борьба за реализацию желаемого уровня использования рынка (10% потенциональных потребителей) в эф-фективный, т. е. так повлиять на рыночный сегмент, чтобы 10% потребите-лей купили по одной паре обуви в год и заплатили за нее 100 000руб. Этого фабрика может добиться, выпуская такие модели обуви, которые не менее 10% потенциональных потребителей предпочтут продуктам конкурентных фирм. Кроме этого, фабрике "N" необходимо реализовать адекватный сбыт своей обуви и обеспечить в необходимом объеме сеть пунктов продажи, где бы потребители могли купить обувь без каких-либо сложностей, и, помимо всего, путем соответствующей рекламы информировать потенциональных покупателей об особенностях предлагаемой ею обуви, и не менее 10% от их числа убедить, что в их интересах носить именно эту обувь по цене 100 000 руб. и т. д.[7, с. 37].
В этом примере некоторые детали довольно сильно упрощены. Суще-ствуют и другие возможные варианты политики, которые могут обеспечить желаемый уровень прибыли. Однако и приведенный упрощенный пример довольно убедительно демонстрирует следующее:
-Управляя отдельными внутренними факторами продажи, любое пред-приятие может и должно добиваться таких значений О и С, которые прине-сут ему желаемые величины брутто-дохода и прибыли. Однако, такая рабо-та имеет смысл только в том случае, если для достижения желаемых резуль-татов имеются объективные рыночные условия. Другими словами, если предприятие правильно выбрало рынок, который будет предметом его про-изводственной ориентации.
Не следует забывать тот факт, что величина коэффициента использова-ния рынка, выбранного тем или иным предприятием, представляет собой результат труда всех функциональных служб предприятия, поскольку, име-ется прямая связь между этим трудом, свойствами продукта и его ценой - основными внутренними факторами продаж. Сюда можно включить работу производственного сектора, взаимодействие служб связи со смежниками, финансовой службы, службы персонала и т. д.
Каждое предприятие обладает определенными ресурсами - финансовы-ми, производственными, кадровыми и т. д. Эти ресурсы оно должно моби-лизировать и направить на то, чтобы использовать существующий рыноч-ный потенциал наиболее рентабельным образом, обеспечивающим аккуму-ляцию средств, делающую возможным существования предприятия и его развития. При этом оно должно вести отбор и ориентироваться на такие рынки, которые обладают хорошим потенциалом для реализации необходи-мого объема продаж и получения необходимой прибыли.
Предприятиям, применяющим концепцию маркетинга, следует исхо-дить из следующего:
1) Меры, которые предприятие принимает ради наилучшего использо-вания существующего рыночного потенциала, должны быть двоякого ха-рактера. С одной стороны, предприятие должно предложить потребителям продукты, удовлетворяющие их потребностям и желаниям и по цене, кото-рую они хотят и могут за эти продукты заплатить. С другой стороны, оно должно предпринимать продуманные акции воздействия на потребителя, чтобы они покупали их продукты. Второе вне маркетинга рассматривалось как главная и, практически, единственная задача, стоящая перед только службой продажи. С развитием концепции маркетинга стало видно, что по-литика продажи и работа служб продажи могут быть успешными, а потре-бители могут быть "пойманы на крючок" толь когда продукты удовлетво-ряют их потребностям, а цены для них приемлемы, а это уже задача абсо-лютно всех служб предприятия.
2) Финансовый эффект должен быть основным критерием принятия хо-зяйственных решений. Объем продаж, обеспеченный правильной ориента-цией на удовлетворение потребностей потребителя, и все остальные меры по наибольшему использованию рыночного потенциала - не самоцель. Не важен и объем производства, как таковой. Важен финансовый эффект. Ко-нечная цель маркетинга состоит в осуществлении удовлетворительного фи-нансового эффекта, делающим возможным аккумуляцию средств, дающую возможность предприятию жить и развиваться. Отсюда увеличение объема производства и объема продаж имеет смысл постольку, поскольку просмат-ривается удовлетворительный финансовый результат хозяйствования.

1.2. ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНО-СТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и про-тиворечиво. Структурные диспропорции, наличие элементов администра-тивно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад еди-ного хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране бо-лее длительным и болезненным. В республике существует гипертрофиро-ванная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого вы-ступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусст-венный и формальный характер. В настоящее время акционерными общест-вами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «доброволь-ность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) раз-меры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В настоящее время в республике преобладает капитал обращения, т.е. денежный и товарный, что соответствует этапу его первоначального накоп-ления. Вместе с тем еще не созданы условия для функционирования произ-водительной формы капитала. Вследствие глубокого общественного кризи-са постоянно перераспределяются права собственности, имеют место крайне неравномерный переход к рыночным отношениям, натурализация экономических связей хозяйствующих субъектов, расширение товарообме-на на основе бартера, расчет с работниками предприятий собственной про-дукцией, введение различных денежных суррогатов, криминализация эко-номической жизни. Во всем этом заключается своеобразие трансформации экономики Беларуси.
Для республики также характерно формальное копирование компо-нентов развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования фи-нансово-промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инве-стиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их развития должны быть созданы: так называемый крити-ческий объем частной собственности, охрана ее неприкосновенности зако-ном, развитой обмен, конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д.
Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории. Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную соци-ально-экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечиваю-щую товарно-денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движе-ния факторов производства (включая перелив капитала), для развития де-ловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономи-ки - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного произ-водства и товарно-денежного обращения.
Формированию конкурентной среды предшествуют становление ры-ночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, про-дукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как сис-темы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономиче-ских интересов.
В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией ча-стной собственности в советский период в результате тотального огосудар-ствления экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производст-во, а также одно из исходных условий появления конкуренции - обособлен-ность свободных производителей как собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где пре-обладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет домини-рующего значения. Основными конкурентами там выступают предпринима-тели.
Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепле-ние к выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также конкуренция руководителей за изменение собст-венного положения на иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального производ-ства, нет полноценной конкуренции. Существующие же гипертрофирован-ные формы конкурентных отношений, как правило, носят недобросовест-ный, зачастую криминальный характер.
В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и де-нежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди пред-приятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкурен-ции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", моно-польными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммер-ческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкурен-цию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.
В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государ-ственным и негосударственным секторами белорусской экономики.
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспорте-рами и белорусскими. Появление и развитие конкуренции на отдельных то-варных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление кратко-срочных кредитов способствует накоплению не производительного, а рос-товщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промыш-ленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспе-чении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию.
Немало производственников из-за боязни экономического риска пред-почитают применять уже испытанные технологии для производства про-дукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предпри-ятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим про-изводственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных това-ров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становит-ся конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высо-кая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью про-блемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализо-вать стратегию конкуренции?
За последние пятнадцать лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуа-ции не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы.
Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания про-изводственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособ-ной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую эко-номику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, ис-пользования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.
Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, по-скольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость экономическими процессами, а также экономический, кадровый и интел-лектуальный потенциал.
Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реаль-ный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превра-щение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологи-ческих основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежу-точной продукции и Мингосимущества.
В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная эконо-мика, для управления которой использовались особые формы и методы. Ис-кусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организацион-ный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на адми-нистрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отрас-левых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной осно-вой.
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монопо-лии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные -включающие административные, или организаци-онные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естест-венные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии н олигополий ).
В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является чистой монопо-лией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей одно-типной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловлива-ет невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образова-ния межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность пред-приятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отно-шении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом фи-нансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.
В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материаль-ного производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий обще-ственного питания, между государственным и негосударственным сектора-ми экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производите-лями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость де-монополизации экономики, изменения характера управления предприятия-ми и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей про-текционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчи-вых денежной и финансовой систем.
Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорус-ском рынке решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для аналогичных субъектов, не обладаю-щих такими возможностями. Сказываются и технические барьеры, навязы-ваемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитар-но-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертифика-ции, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рын-ка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предприни-мательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эф-фективность конкурентных усилий участников рынка.
Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значи-тельной мере условна, так как их поведение предопределяется номенкла-турными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринима-телей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (преж-них директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государст-венного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.
Органы государственной власти как и прежде используют набор ад-министративно-командных инструментов воздействия на деятельность хо-зяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообра-зования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валю-ты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударствен-ных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непред-сказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их тех-нологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведоми-тельный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный меха-низм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности пред-принимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 еди-ниц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 госу-дарственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составля-ет более 100
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось ко-личество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительст-ва, министерств и ведомств), ряда организации (особенно торговых - роз-ничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью об-ладают: управляющая (административная) элита, включающая и так назы-ваемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и обла-стного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредни-ки, отдельные предприятия - немонополнсты, руководители теневого бизне-са.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе те-невого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в пе-реходной экономике появилась новая разновидность монополизма - госу-дарственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в произ-водстве и обращении, других сферах деятельности .Возможности формиро-вания конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешатель-ством властей в деятельность предприятий.
Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной полити-ке. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в ус-ловиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тен-денций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма госу-дарственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение моно-полизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресе-чение диктата производителя (продавца).
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки ре-шения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демо-нополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмо-нополизма. Демонополизация государственного сектора экономики проис-ходит не путем осмысленного реформирования (государственного регули-рования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государст-венных предприятий (объединений).
Как показала практика, в Беларуси отсутствует подлинная приватиза-ция собственности, при которой появляются реальные собственники пред-приятия, произведенного продукта и дохода. Приватизация необходима как средство реструктурирования всей системы управления экономикой, стимул создания ее новой технологической основы, позволяющей обеспечивать высокую эффективность производства, а также формирование рациональ-ных организационно-технологических комплексов, структуру которых сле-дует рассматривать на государственном уровне. К сожалению, в Беларуси пока даже не созданы основательные предпосылки для массовой приватиза-ции, допускаются серьезные просчеты в методах и способах ее проведения (чрезмерная унификация и схематизация), нарастают разрушительные про-цессы, активно пропагандируется приватизация убыточных предприятий (в развитых странах она исключена, а в ряде стран Восточной Европы ограни-чена).
Кроме этого, процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности республики, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В на-стоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, фи-нансово-промышленными группами, корпорациями и т.н. в национальной экономике нередко именуются структуры, далекие по своим природе, стату-су, содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их от-личают отсутствие реальной свободы, принудительная "добровольность" формирования, жесткая централизация управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от цен-трального звена, отсутствие необходимого научно-технического и произ-водственного потенциалов.
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерче-ские структуры малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта, не способствуют формированию конкурентных отношений в про-изводстве.
Отсутствие подлинной приватизации приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых мо-нополистов-производителей промежуточной продукции и Мингосимущест-ва.
Вместе с тем рыночная конкуренция, заинтересованность в предпри-нимательской деятельности и некоторые другие условия ее возникновения в белорусской экономике отсутствуют. Более того, сохраняется и усиливается государственный контроль над экономикой, не тождественный государст-венному регулированию. Государство и его органы не осуществляют регу-лирующие функции, а выступают основными субъектами хозяйствования. Именно в этом заключается экономическая роль государства как монополь-ного собственника, что обусловливает формирование естественной, искус-ственной, организационной, технологической и экономической монополии. Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управ-ления и обусловливает монополизм хозяйствующих субъектов в сфере как производства, так и обращения.
Становлению полноценной конкуренции в республике препятствуют:
1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;
2. Искусственные административные барьеры для новых хозяйствую-щих субъектов, устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предос-тавления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дис-криминационное применение нормативных актов в отношении негосударст-венных предприятий и т.д. (Чиновники допускают массовые злоупотребле-ния при регистрации предприятий, запреты на виды коммерческой деятель-ности, необоснованные отказы на сертификацию товара, ценовую дискри-минацию негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прес-синг и т.п.);
3. Несовершенство и недостаток статистической информации, инфра-структуры поддержки предпринимательства;
4. Несовершенство законодательств, касающихся собственности, ин-вестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистра-ции и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкрот-ства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранно-го капитала единственным выходом для них.)
5. Формальный характер акционирования белорусских предприятий, отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг;
6. Создание концернов и холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении);
7. Отсутствие в госбюджете средств для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значи-тельного капитала и низкая его мобильность.
К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отно-шений в экономике переходного периода, относятся:
- налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика госу-дарства,
- длительные сроки окупаемости капиталовложений,
- неплатежи,
- политика существующих на рынке структур;
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предприниматель-ской деятельности у администрации негосударственных предпри-ятий, криминальные барьеры.
Механизм создания эффективной конкурентной среды на потреби-тельском рынке республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рас-сматривать как возврат к усилению методов административного воздейст-вия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров.
Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие усло-вия:
- полное обособление производителей как собственников средств про-изводства и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции (достигает-ся путем создания новых экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;
- заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида дея-тельности, организационных форм, определение источников финансирова-ния, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсут-ствие диктата со стороны правительства (государства);
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устой-чивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредит-ной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных ви-дов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных по-шлин);
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъ-ектов;
- преодоление монополизма государственных управленческих струк-тур; контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъ-ектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное регули-рование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к ин-формации о товарах и ценах; превращение государственного сектора эко-номики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсут-ствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспече-ния права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударст-венные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)
Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи.
Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по совершенствованию организации мар-кетинга (создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; опре-делить должностные обязанности, разделить полномочия, определить от-ветственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие квалификационные требования к образова-нию и специальности);
— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сег-менты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;
— выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конку-рентоспособность продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;
— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.
Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных средств:
— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию за-трат.
Совершенствовать менеджмент. В этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);
— совершенствовать организацию управления предприятием,
— разработать систему мотивации работников к эффективной дея-тельности.
Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повы-сить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутрен-нем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный ва-лютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего моно-полистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состо-ит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощ-ряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
Высшим органам Республики Беларусь предстоит принят пакет зако-нов, обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений.
Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способ-ствовать реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность признается экономически нецелесообразной.

. All Right Reserve.