ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 5
1.1 Сущность, назначение и функции рыночной инфраструктуры 5
1.2 Элементы рыночной инфраструктуры 7
ГЛАВА 2 БИРЖА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 10
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А Реализация активных мер политики занятости в Республике Беларусь посредством центров занятости населения (бирж труда) 30

 


ВВЕДЕНИЕ

Словосочетание «рыночная инфраструктура» стало использоваться в отечественной экономической литературе относительно недавно, что неудивительно, так как потребность в инфраструктуре рынка вне рыночной си-стемы не может не только реализоваться, но и в целом существовать. Вложения в инфраструктуру рынка выступают едва ли не самым значимым из всех на се-годняшний день доступных объектов для инвестирования мультипликативным эффектом.
Начиная еще с 50-60-х годов прошлого века, интерес к рыночной инфра-структуре как объекту экономического анализа стабилен как в странах с разви-той рыночной экономикой, так и в странах постсоветского пространства. Раз-ница заключается только в выводах, которые формулируются в результате данных исследований. Но если для экономической науки Запада уже давно очевидно, что динамика экономического роста нынешней рыночной экономики предопределяется степенью развития ее инфраструктуры, прямо воздействую-щей на эффективность функционирования национальной экономики как це-лостной системы, то отечественные исследователи лишь в конце XX столетия осознали все значение указанной экономической категории. Изучением про-блематики, увязанной с инфраструктурой рынка, занимались такие иностран-ные ученые, как Дж. Аберле, Д. Биэль, А. Андерссон, Р.В. Викерман, Дж. Кларк, Р. Йохимсен, Т.Р. Лакшманан, Д.Р. Рей, Р. Масгрейв, П. Риэтвельд, Е. Симонис, П. Розенштейн-Родан, Р.Л. Фрей, Ж. Штолер, А.Ф. Хогвут и др.
Проблема формирования оптимальной рыночной инфраструктуры весь-ма актуальна для государств с переходной системой, в том числе и для Республики Беларусь. Процессы изучения отечественными экономистами соци-ально-экономического понятия инфраструктуры в целом и инфраструктуры рынка в частности в Беларуси проходил поэтапно и преимущественно зависел от господствовавшей в разные периоды идеологической доктрины хозяйство-вания.
В годы СССР исследованиям в данной сфере посвятили свои работы такие представители экономической науки, как Н.И. Белоусова, В.А. Жамин, Н.З. Волчек, Б.Х. Краснопольский, И.М. Майергойз, В.П. Красовский, Л.А. Мер-кушева, Т.И. Семенкова, Е.В. Серова, В.А. Прокофьев, В.Г. Терентьев, А.Ю. Шарипов, И.Ф. Чернявский и др.
В тоже время необходимо отметить, что недостаточная проработка во-просов рыночной инфраструктуры в экономической науке Республики Беларусь создает большие сложности для хозяйственной практики, так как она по сей день лишена системы обоснованных рекомендаций для создания адекватной условиям национальной экономики инфраструктуры рынка, кото-рая учитывала бы как мировой опыт, так и национальные особенности. Ука-занная проблема в Беларуси решается медленно и на сегодняшний день остается одной из наиболее актуальных.
В связи с этим целесообразна научная разработка вопросов и проблем рыночной инфраструктуры. Для этого необходимо рассмотреть сущность рыночной инфраструктуры, выполнить анализ развития инфраструктуры в Беларуси. Все вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
Предмет исследования: инфраструктура рыночной экономики.
Объект исследования: развитие инфраструктуры рыночной экономики на примере Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: исследовать понятие рыночной инфраструктуры и рассмотреть развитие рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, элементы инфраструктуры рыночной экономики и ее функции;
- рассмотреть биржи как элемент рыночной инфраструктуры;
- выявить пути совершенствования и проблемы инфраструктуры рыночной экономики Республики Беларусь.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные акты, практической базой исследования выступили отчеты, статистические данные.
В процессе работы использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка ис-пользованных источников.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


1.1 Сущность, назначение и функции рыночной инфраструктуры

Развитая рыночная инфраструктура является необходимым атрибутом экономики с рыночным механизмом воспроизводства, распределения и обращения, а также потребления в во всем воспроизводственном процессе. Эффективное функционирование рынка предъявляет сегодня особые требования ко всей системе его институтов, а также к их опыту и предприимчивости. Формирование современной инфраструктуры объективно предполагает существенные изменения в структуре отношений собственности, развития современных форм общественного производства, обновление и качественное совершенствование государственного сектора экономики [14, с. 12].
Термин «инфраструктура» впервые был использован в начале ХХ века в экономической литературе для обозначения сооружений и объектов, которые обеспечивали жизнеспособность вооруженных сил.
Инфраструктура (от латинского infra – под, ниже; structura – расположение, строение) - в рыночной теории: целостный комплекс рыночных институтов и организаций, которые обеспечивают взаимосвязь ключевых макроэкономических потоков. Или же, по-другому говоря, под инфраструктурой следует понимать комплекс отраслей хозяйства, которые обслуживают производство [4, с. 118].
Рыночная инфраструктура – это система специализированных взаимосвязанных организаций, комплекс взаимосвязанных потоков услуг, денег, товаров, ценных бумаг и рабочей силы. К примеру, на товарном рынке функционируют товарные биржи, предприятия розничной и оптовой торговли, учреждения, занимающиеся посреднической работой, и т.п.
Необходимо указать, что рыночная инфраструктура действует на нескольких уровнях. Так, целесообразно разграничивать локальный и глобальный уровни рыночной инфраструктуры. Глобальная инфраструктура функционирует в двух измерениях – национальном и мировом – и состоит из ряда локальных рыночных инфраструктур, что относится к двум измерениям.
Если изучать мировой уровень, то в данном случае в состав рыночной глобальной инфраструктуры включены как элементов все национальные (локальные) рыночные инфраструктуры в отдельных странах, достаточно обособленные и пребывающие под юрисдикцией соответствующей страны, а также общемировые элементы, работа которых регламентирована международными соглашениями и договорами (к примеру, сеть Internet, Международный банк реконструкции и развития и т. п.) [6, с. 91].
Если для исследования берется национальный уровень, то несомненно, что рыночная национальная инфраструктура, выступая локальной по отношению к инфраструктуре мировой, выступает одновременно глобальной в границах соответствующей страны.
Организационная основа рыночной инфраструктуры включает в себя брокерские, снабженческо-сбытовые и иные посреднические организации, а также коммерческие фирмы больших промышленных предприятий.
Материальную базу инфраструктуры рынка составляют транспортная, страховая и банковская системы, большие самостоятельные кредитно-сберегательные и банковский учреждения, а также разные по объему операций мелкие и средние коммерческие банки [6, с. 92].
В развитых государствах вложения в рыночную инфраструктуру составляют 65—80 % от всех капиталовложений. Рыночная инфраструктура объединяет в цельный хозяйственный механизм всю экономику страны, образуя огромное количество организаций (рисунок 1.1). По данным рисунка видно, что инфраструктура рынка играет важнейшую роль в обеспечении нормальной работы рынка в стране. Это фундамент рынка [20, с. 203].

Рисунок 1.1 – Сущность и роль инфраструктуры рынка в экономике

Инфраструктура рынка выполняет множество функций, основными из которых выступают содействие улучшению материально-технического обеспе-чения, реализации продукции организаций, обеспечение всех нужных условий для развития деловых отношений предпринимателей, помощь в консультиро-вании предпринимателей, маркетинговое, информационное, рекламное обслу-живание, регулирование движения рабочей силы и т.д. (рисунок 1.2). Все ука-занные функции содействуют оптимальному функционированию рынка, разви-тию рыночной системы [20, с. 204].


Рисунок 1.2 – Функции инфраструктуры рынка в экономике

Итак, инфраструктура рынка имеет важное значение в функционировании всей рыночной системы.

1.2 Элементы рыночной инфраструктуры

В наиболее общем виде инфраструктура рынка включает в себя множе-ство элементов, которые можно сгруппировать в четыре большие группы: это элементы организационно-технической инфраструктуры, элементы науч-но-исследовательской инфраструктуры, элементы финансово-кредитной ин-фраструктуры и элементы законодательной инфраструктуры (рисунок 1.3). К организационно-техническим элементам рыночной инфраструктуры рынка от-носятся товарные биржи, аукционы, торговые дома, ярмарки, холдинговые, брокерские фирмы, транспортные коммуникации, а также информационные центры. К финансово-кредитной инфраструктуре относятся банки, фондовые, валютные биржи, страховые, инвестиционные компании. К науч-но-исследовательской инфраструктуре относятся информацион-но-консультативные фирмы, НИИ, научные, учебные учреждения, а также СМИ [20, с. 205].



Рисунок 1.3 – Группировка элементов инфраструктуры рынка в экономике

Важное значение имеют объекты рыночной инфраструктуры, которые обслуживают различные рынки (рисунок 1.4) [15, с. 23].

Рисунок 1.4 – Объекты рыночной инфраструктуры, которые обслуживают различные рынки

По данным рисунка видно, что центры занятости (биржи труда) обслу-живают рынок труда, валютные биржи обслуживают валютный рынок, фон-довые биржи, банки – финансовый рынок, торговые организации обслуживают рынок потребительских товаров, товарные биржи – рынок средств производ-ства и природных ресурсов, организации, которые оказывают коммерческие услуги – обслуживают рынок научно-технических разработок и информации.
Итак, развитая рыночная инфраструктура является необходимым атрибутом экономики с рыночным механизмом воспроизводства, распределения и обращения, а также потребления в во всем воспроизводственном процессе. инфраструктура - это система специализированных взаимосвязанных организаций, комплекс взаимосвязанных потоков услуг, денег, товаров, ценных бумаг и рабочей силы. Инфраструктура рынка выполняет множество функций, основными из которых выступают содействие улучшению материально-технического обеспечения, ре-ализации продукции организаций, обеспечение всех нужных условий для раз-вития деловых отношений предпринимателей, помощь в консультировании предпринимателей, маркетинговое, информационное, рекламное обслуживание, регулирование движения рабочей силы и т.д. Инфраструктура рынка включает в себя множество элементов, которые можно сгруппировать в четыре большие группы: это элементы организационно-технической инфраструктуры, элементы научно-исследовательской инфраструктуры, элементы финансово-кредитной инфраструктуры и элементы законодательной инфраструктуры.



ГЛАВА 2 БИРЖА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

Важным элементом инфраструктуры рынка является биржа. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Проще говоря, это место встречи покупателей и продавцов, место заключения сделок. Большинство бирж являются корпорациями. Виды бирж в рыночной экономике отражены на рисунке 2.1 [8, с. 221].


Рисунок 2.1 – Виды бирж рыночной экономики

Под товарной биржей понимают ассоциацию физических и юридических лиц, осуществляющую оптовые операции на основании образцов и стандартов, в специальном месте и в условиях развитой свободной конкуренции. В совре-менных условиях к биржевым товарам относятся: различное сельскохозяй-ственное сырье, пиломатериалы и лес, металлы, нефтепродукты и нефть, таким образом, на товарных биржах продается стандартизированная однородная продукция.
В сущности современная товарная биржа выступает постоянно действующим и высокоорганизованным оптовым рынком, ключевой функцией которого является установление рыночной цены [8, с. 222].
В целом сделки на товарных биржах делятся на сделки на реальные товары (когда есть поставка) и на срочные (по сути, спекулятивные). Срочными сделками считаются форвардные и фьючерсные контракты, опционы и варранты.
Самым популярным типом сделок на товарной бирже считаются фьючерсы. Участники рынка заключают сделки в форме фьючерсных контрактов на поставку различных товаров. Фьючерсы торгуются путём открытого конкурсного аукциона. Фьючерсный контракт — это право купить или продать конкретный актив в установленный срок по заранее оговорённой сторонами цене. Разумеется, в основной своей массе, продавцы фьючерсного контракта не отгружают товар, а покупатели не забирают его себе — просто в день истечения контракта происходит его аннулирование и взаимозачёт покупки и продажи. То есть фактически стороны контракта спекулятивно участвуют в хеджировании риска, связанного с изменением цены на товар под воздействием различных факторов. Хотя, конечно, бывают и физические поставки товара — по договорённости продавца и покупателя [10, с. 148].
На фьючерсных рынках участвуют два типа инвесторов: коммерческие и институциональные пользователи товаров, которые хеджируют свои риски; спекулянты, которые нацелены исключительно на извлечение прибыли из изменения цен на товары. У фьючерсных сделок на товарных рынках есть свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим преимущества таких торгов:
- это игра на базовом товаре, и факторы воздействия на его цену довольно очевидны;
- можно использовать плечо для того, чтобы получить более высокую прибыль;
- можно работать с длинными и короткими сделками.
Недостатки также довольно очевидны:
- фьючерсные рынки крайне нестабильны, и неопытный инвестор, совершающий прямые инвестиции, может понести слишком высокие риски;
- кредитное плечо, в одних условиях увеличивающее прибыль, может увеличить убытки
- товары подвержены влиянию слишком форс-мажорных и непредсказуемых факторов (от политической обстановки, ведущихся войн до погоды и набегов саранчи) [10, с. 150].
Товарные биржи бывают двух основных видов:
Универсальные — это наиболее крупные международные товарные биржи. Они отличаются большим разнообразием товаров, на куплю-продажу которых можно заключать контракты, и, соответственно, имеют наивысшие объёмы совершаемых сделок.
Специализированные биржи предполагают узкую специализацию — по конкретному товару, но чаще по их группе. Например, подобную специализацию имеют Лондонская биржа металлов, Нью-Йоркская биржа кофе, какао и сахара и др.
Нью-Йоркская товарная биржа (NYMEX) — специализируется на нефтепродуктах и металлах.
Чикагская товарная биржа (CME) — одна из старейших бирж, которая работает более 100 лет со сделками с товарным обменом. На ней обращаются молочные продукты, мясо, бекон, пиломатериалы, каучук, домашний скот, удобрения. Также Чикагская биржа оперирует процентными ставками и фондовыми индексами [11, с. 212].
Нью-Йоркский совет по торговле (NYBOT) — товарная биржа в США, которая появилась раньше остальных. Она специализируется на скоропортящихся пищевых товарах: сахаре, кофе, сельскохозяйственных продуктах.
Токийская товарная биржа (TOCOM) — биржа в Японии, которая торгуется на всех товарах, включая золото, платину, серебро, джут, каучук, шерсть, хлопок и нефть.
Биржа металлов Лондон (LME) — крупнейшая площадка для торговли металлами.
Помимо перечисленных, биржи есть в других точках планеты, например, в Индии, Шанхайская фьючерсная биржа в Китае, BM&F Bovespa в Бразилии.
Разделение существует также и по городам — географическим центрам биржевой торговли. Например, сделки на кофе заключаются в Париже, Гавре, Гамбурге, Амстердаме, Роттердаме, а на рис — в Амстердаме, Милане и Роттердаме.
Фондовая биржа — специализированная финансовая организация, осу-ществляющая торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инстру-ментами. Фондовая биржа – это институт, через который проходит львиная доля ценных бумаг. Биржевой комитет – это главная ветвь структуры фондовой биржи, которая разрешает продавать ценные бумаги после того, как они прошли специализированные проверки, правила торговли определяются этим же комитетом [11, с. 213].
Непосредственно все операции на бирже совершают особые посредники - маклеры или брокеры, которые специализируются на определенных операциях, располагают информацией о заключаемых сделках, курсах акций и т.п. По уставу фондовых бирж посредники обычно не имеют права совершать собственные сделки, но на деле это правило редко соблюдается. В некоторых странах биржевые посредники являются государственными чиновниками (например, во Франции), в других - представителями частных фирм (например, в США, Великобритании).
Функции фондовой биржи:
Посредническая функция сводится к тому, что биржа обязана создавать удобные и практичные условия для осуществления торговли ценными бумагами.
Индикативная функция ее задача сводится к оценке цены и привлекательности ценных бумаг.
Регулятивная – это сам процесс построения торговли ценными бумагами. Здесь трейдер понимает, как заработать на торгах [14, с. 254].
Биржа труда — организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т. п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления биржи труда не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ [14, с. 258].
Рассмотрим, как развиваются биржи и биржевая деятельность в Респуб-лике Беларусь.
Функции фондовой биржи в Беларуси выполняет Белорусская валют-но-фондовая биржа. Белорусская валютно-фондовая биржа (полное название Открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа») — это биржа Беларуси, на площадках которой осуществляются торги по трём ключевым сегментам рынка финансов: валютному, срочному и фондовому. Биржа была создана в 1998 году, учредителями биржи выступают Беларуси, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и ряд крупных банков Республики Беларусь. Кроме организации торгов, биржа выполняет функции расчётного депозитария на биржевом рынке негосударственных ценных бумаг, функции оператора расчётно-клиринговой системы по всем видам ценных бумаг и инструментам срочного рынка, а также осуществляет регистрацию сделок, заключённых на внебиржевом рынке с ценными бумагами акционерных обществ [17].
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственной в Республике Беларусь специализированной организацией, осуществляющей проведение торгов иностранными валютами.
Информация о покупке-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке субъектами хозяйствования (коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, небанковские финансовые организации) Республики Беларусь за последние три года представлена в таблице 2.1. Покупка иностранной валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» субъектами хозяйствования в 2016 году по сравнению с 2015 годом упала на 97,8% [17].

Таблица 2.1 – Покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке субъектами хозяйствования за период 2015-2017 гг., млн. долл. США
2015 2016 2017 Изменение, %
2016/2015 2017/2016
1. Покупка:
1.1. На ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" 7361,40 161,7 208,3 -97,80 28,82
1.2. На внебиржевом валютном рынке 11001,60 16187,30 18850,40 47,14 16,45
Всего 18363,00 16349,00 19058,70 -10,97 16,57
2. Продажа:

2.1. На ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" 11551,20 5629,90 4547,50 -51,26 -19,23
2.2. На внебиржевом рынке 6407,90 10513,10 13631,30 64,06 29,66
Всего 17959,10 16143,00 18178,70 -10,11 12,61
3. Сальдо
3.1. На ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" -4 189,80 -5 486,20 -4339,00 30,94 -20,91
3.2. На внебиржевом валютном рынке
4 593,60 5 674,30 5 219,10 23,53 -8,02
Всего 403,8 206,1 880 -48,96 326,98

В 2017 год также замечен подъём на 28,8% или на 46,6 миллионов долларов США по сравнению с 2016 годом. Покупка на внебиржевом рынке с 2015 года к 2016 году увеличилась на 47,1% или на 5185,7 миллионов долларов США, в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 16,5%. В целом в 2017 году по отношению к 2016 году покупка иностранной валюты субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке выросла на 12,61% или на 2035,7 млн. долл. США. Основными целями покупки валюты субъектами хозяйствования на валютном рынке в конце 2017 г. являлись: погашение кредитов в иностранной валюте (29,2 процента купленной валюты); приобретение сырья и материалов (15,2 процента); оплата оборудования и комплектующих (17,6 процента); приобретение продуктов питания и сельхозпродукции (7,5 процента); оплата за топливно-энергетические ресурсы (5,5 процента).
Продажа иностранной валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2016 году значительно снизилась на 51,3% или на 5921,3 миллионов долларов США по сравнению с 2015 годом, в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 19,2% или на 1082,4 миллионов долларов США. Продажа на внебиржевом валютном рынке с 2015 года к 2016 году значительно выросла на 64,1% или на 4105,2 миллионов долларов США, а вот в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 29,7% [17].
Сегодня биржевой фондовый рынок характеризуется высокой технологичностью, эффективностью механизмов ценообразования и информационной прозрачностью.
В настоящее время на торговой площадке биржи могут обращаться:
- государственные долгосрочные и краткосрочные облигации Республики Беларусь;
- индексируемые облигации;
- облигации местных исполнительных и распорядительных органов (далее – муниципальные облигации);
- акции открытых акционерных обществ;
- облигации банков;
- облигации юридических лиц, не являющихся банками;
- биржевые облигации.
Государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь допускаются к обращению на основании официальных итогов первичного размещения (с учетом информации о ценной бумаге, содержащейся в решении о выпуске, принимаемом эмитентом). Допуск к обращению на бирже негосударственных ценных бумаг и муниципальных облигаций осуществлялся после прохождения ими процедуры листинга.
Сделки с ценными бумагами заключаются в электронной торговой системе. Биржевой рынок ценных бумаг функционирует в режимах: ”непрерывный двойной аукцион“, ”РЕПО (свободное ценообразование)“, ”дискретный аукцион“, ”форвардные сделки“, ”простой аукцион“ [17].
Предлагаемые биржей механизмы торгов и расчетов активно используются государственными органами: Фондом государственного имущества Комитета по государственному имуществу Республики Беларусь – для обеспечения процессов приватизации, Национальным банком Республики Беларусь – для поддержания и изъятия ликвидности банковской системы и реализации денежно-кредитной политики, Министерством финансов Республики Беларусь – для обеспечения процессов финансирования дефицита государственного бюджета посредством первичного размещения государственных эмиссионных ценных бумаг.
Технология торговли предполагает удаленное участие клиентов в торгах ценными бумагами или с рабочих мест, расположенных на территории биржи. Торговая система адаптирована к использованию электронного документооборота [17].
Итоги торгов на фондовом рынке биржи за 2017 год показаны в таблице 2.2 По данным таблицы видно, что объемы торгов на фондовом сегменте Белорусской валютно-фондовой биржи в 2017 году снизились по сравнению с 2016 годом на 17,8%, особенно видно падение по государственным ценным бумагам [17].

Таблица 2.2 - Итоги торгов на фондовом рынке биржи за 2017 год, бел. руб
Сектор Значение Изменение
Фондовый рынок 7,89465 млрд -17,80%
Облигации, в т.ч.: 7,8104 млрд -18,25%
ГЦБ 491,53677 млн -77,43%
ВГЦБ 2,33673 млрд -37,91%
Биржевые 327,67762 млн 43,21%
ОМЗ 679,48871 млн 349,27%
НБ РБ 2,15335 млрд 120,92%
Корпоративные 1,82163 млрд -19,34%
Акции 84,24934 млн 67,38%

Функции биржи труда в Республики Беларусь выполняют региональные центры занятости, которые подчиняются Министерству труда и социальной защиты. Основной задачей биржи труда является контроль за трудовой деятельностью. Это трудоустройство безработных, их учет и выплата пособий, изучение рынка рабочей силы, информация предпринимателей и рабочих о его конъюнктуре и профессиональная ориентация молодежи. Такая информация о рынке рабочей силы дает возможность государству организовывать подготовку и переподготовку требуемых специалистов, планировать и создавать новые рабочие места [12].
Показатели реализации активных мер политики занятости в Республике Беларусь, которые выполняются центрами занятости населения, в целом по стране показаны в приложении А. По данным приложения видно, что в по-следние годы в Беларуси снижается уровень официальной безработицы, растет количество трудоустроенных граждан, снижается напряженность на рынке труда.
Белорусская универсальная товарная биржа выступает в Республике Беларусь как ядро организованного товарного рынка. В современных рыночных условиях биржевой механизм имеет преимущество перед другими формами торговли и является наиболее эффективным за счет высокой концентрации предложения, равнодоступности товаров для всех участников рынка, открытости торговых операций и их гласности. В условиях свободной конкуренции на биржевых торгах на основе реального спроса и предложения достигается справедливая цена на товары.
Первые торги БУТБ провела 2 июня 2005 года. К тому моменту на бирже были аккредитованы всего 15 организаций. В настоящее время клиентская база биржи составляет свыше 16000 участников, при этом более 3700 из них представлены компаниями из 56 стран мира [2].
С 2008 года биржа является членом Международной ассоциации бирж стран СНГ (МАБ СНГ). По инициативе биржи в октябре 2010 года при МАБ СНГ образован Комитет по товарным рынкам, работа которого направлена на создание благоприятных условий международной торговли с применением современных биржевых технологий, в том числе на условиях повышенной степени гарантирования исполнения заключенных внешнеторговых контрактов.
В 2011 году БУТБ стала полноправным членом ведущей в мире Ассоциации фьючерсных рынков (AFM), участие в которой способствует распространению деловой информации о бирже в международном биржевом сообществе, а также открывает новые горизонты по интенсификации биржевой торговли, способствует укреплению международных кооперационных связей, расширению возможностей белорусских предприятий по поиску потенциальных торговых партнеров за рубежом и выходу на новые экспортные рынки, продвижению имиджа не только биржи, но и Беларуси в целом среди зарубежных компаний, вовлеченных в биржевую торговлю [2].
Филиалы Белорусской универсальной товарной биржи работают во всех областных центрах республики, а в 2010 г. в г. Москве на площадях Всероссийского выставочного центра открылось Представительство биржи в Российской Федерации, основной задачей которого является расширение деловых связей, поиск партнеров по развитию различных направлений деятельности биржи на территории России и сотрудничающих с биржей регионов. На основании положительного опыта деятельности Представительства биржа работает над созданием подобных структур в других странах. Например, в Латвии, ЮАР, Болгарии уже работают представители биржи Желание выполнять такую функцию высказывают и компании Германии.
На торгах Белорусской универсальной товарной биржи реализуется 0,7 млн тонн металлопродукции. Экономической эффективности биржевых закупок способствует организованный оптовый рынок биржевой торговли. В 2016 году основная часть биржевого товарооборота приходилась на секцию торгов металлопродукцией и составила 446,6 млн EUR.
Белорусская универсальная товарная биржа – основная торговая площадка, на которой белорусская древесина и продукция ее переработки реализуется как внутри республики, так и на экспорт. Активно действующих зарубежных покупателей – 230 из 20 стран мира. Крупнейшие потребители – Литва, Польша, Германия, Латвия, Эстония, Словакия, Китай, Великобритания, Нидерланды. Общий объем лесопродукции, проданной на биржевых торгах в 2016 году – 14,80 млн куб. м (в денежном выражении – 895,16 млн BYN, или 410,05 млн EUR) [2].
Значительная часть сельхозпродукции Беларуси реализуется на биржевых торгах. Всего в биржевых торгах сельхозпродукцией участвуют более 500 организаций. Это не только представители мясомолочной и масложировой отраслей, производители хлебопродуктов Республики Беларусь, но и компании из России, Германии, Нидерландов, США, Великобритании, Италии, Сингапура, Чехии, Швейцарии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины, Казахстана и других стран.
В 2016 году товарооборот по секции торгов продукцией сельского хозяйства составил 219,05 млн EUR в эквиваленте (в натуральном выражении — 416,56 тыс. тонн) [2].
С мая 2009 года на Белорусской универсальной товарной бирже функционирует электронная площадка торгов промышленными и потребительскими товарами (секция ППТ). Здесь можно продать и купить практически все товары, которые в общепринятом понимании никак нельзя назвать «биржевыми». Фактически это инновация в сфере биржевой торговли. Никто ранее не проводил биржевых торгов в таком обширном многоотраслевом секторе товарного рынка.
Итак, важным элементом инфраструктуры рынка является биржа. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Проще говоря, это место встречи покупателей и продавцов, место заключения сделок. К основным видам бирж относятся товарные, фондовые, валютные, биржи труда. Под товарной биржей понимают ассоциацию физических и юридических лиц, осуществляю-щую оптовые операции на основании образцов и стандартов, в специальном месте и в условиях развитой свободной конкуренции. В современных условиях к биржевым товарам относятся: различное сельскохозяй¬ственное сырье, пиломатериалы и лес, металлы, нефтепродукты и нефть, таким образом, на то-варных биржах продается стандартизированная однородная продукция. Фондовая биржа — специализированная финансовая организация, осу-ществляющая торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инстру-ментами. Биржа труда — организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Анализ показал, что в Республике Беларусь действует Белорусская универсальная товарная биржа, Белорусская валютно-фондовая биржа и цен-тры занятости населения, выполняющие функции бирж труда.



ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Рассмотрим особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры Республики Беларусь. Необходимо отметить, что проблема формирования рыночной инфраструктуры чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для Республики Беларусь. Создание благоприятных налоговых и организационных условий для деятельности бирж позволит им активно участвовать в формировании рыночных отношений.
В Республике Беларусь созданы условия для формирования институтов рынка (коммерческие банки, биржи и т. п.). Однако развитие рыночных отношений сдерживается противоречивостью и слабой системной согласованностью экономических и административных инструментов и механизмов. В Беларуси существуют проблемы развития биржевой торговли, кредитной системы, системы государственных финансов [1, с. 265].
Анализ современного состояния рыночной инфраструктуры Беларуси позволяет обозначить перспективные направления ее совершенствования, имеющие наибольший социальный и экономический эффект. В условиях современного развития основными направлениями дальнейшего развития рыночной инфраструктуры являются:
- развитие инфраструктуры товарного рынка, в том числе и для местных товаропроизводителей.
- совершенствование инфраструктуры рынка труда.
- инфраструктура бесполезный предмет.
- развитие инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса.
- формирование и развитие инновационной инфраструктуры.
- поддержание высокого качества существующей дорожной сети и дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
- повышение качества и доступности социальной инфраструктуры для населения страны [16, с. 12].
Основными целями развития инфраструктуры товарного рынка являются: развитие товаропроизводства местного бизнеса и формирование у населения устойчивого спроса на продукцию данных производителей; выстраивание системы цен на товары с тенденцией к их снижению; создание инфраструктурного механизма, способствующего стимулированию производства товара [19, с. 198].
Вместе с развитием инфраструктуры товарного рынка, необходимо совершенствовать и инфраструктуру рынка услуг в Беларуси.
Проблемными местами рынка труда являются:
несоответствие спроса и предложения, проявляющееся в большой нехватке специалистов рабочих специальностей и избытке специалистов-педагогов, экономистов, юристов, нехватке рабочих рук разных профилей в сельской местности;
низкий уровень заработной платы заявляемых в службу занятости вакансий (более половины (52,8%) заявленной потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест характеризуется оплатой труда на уровне и ниже прожиточного минимума) и другие проблемы.
Для решения данных проблем необходимо развитие услуг системой образовательных учреждений по повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения с учетом потребностей рынка труда; тесное сотрудничество с этой целью образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики страны [5, с. 7].
Также важно совершенствование деятельности государственной службы занятости населения. Целесообразно развитие центров содействия трудоустройству молодежи при учебных заведениях профессионального образования, активизация работы молодежных бирж труда. Также актуально улучшение информационного обеспечения политики занятости.
В связи с распространением тенденции разрешения проблем занятости населения через развитие самозанятости, актуальным становится вопрос развития инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должна включать в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительства), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации [5, с. 8]. Развитие и совершенствование этих объектов инфраструктуры в Беларуси будет способствовать росту численности и качественного состава субъектов малого и среднего бизнеса.
В аспекте развития социальной инфраструктуры Республики Беларусь, оказывающей непосредственное влияние на уровень и качество жизни населения, экономическое развитие, важнейшими направлениями являются [9, с. 49]: обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды обитания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства; развитие инфраструктуры здравоохранения, разного уровня системы образования, спорта и досуга граждан.
В ближайшей перспективе необходимо завершить создание законодательно-правовой базы для формирования эффективной социально ориентированной экономики, дающей возможность обеспечить достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производства к изменениям рыночной конъюнктуры. Институциональное строительство должно вестись в направлении:
- реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками и содействующих мобилизации внутренних ресурсов, расширяющих возможности привлечения внешних инвестиций и выхода на мировой рынок; реструктуризации в среднем звене (на мезоуровне); совершенствование организационно-правовых условий для осуществления корпоративного управления; процедуры несостоятельности (банкротства);
- формирования и развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании); расширения возможностей финансирование предприятий;
- повышения эффективности законодательства путем реформирования политических институтов (судебной и правоохранительных систем, государственного управления);
- создания и совершенствования компетентной и надежной системы судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения и эффективного использования законов [9, с. 50].
По результатам анализа развития бирж в Беларуси необходимо констатировать, что несмотря на существенные успехи в данной сфере, все равно объемы и эффективность сделок в нашей стране существенно уступают зарубежным показателям. Биржевая и брокерская деятельность в республике нуждается в эффективных механизмах решения следующих жизненно важных задач:
- координация деятельности биржевых структур и брокерских контор по развитию биржевой и посреднической деятельности;
- подготовка, экспертиза и утверждение эффективных нормативных документов, регламентирующих биржевую и торгово-посредническую деятельность;
- развитие сетей и повышение эффективности средств распространения коммерческой информации;
- осуществление антимонопольных мер и пресечение протекционистской деятельности на биржах;
- обучение и переобучение кадров для биржевой деятельности и их аттестация;
- представление интересов биржевых и брокерских структур в органах власти и управления, защита социальных интересов работников этих структур.
Все имеющиеся проблемы на рынке ценных бумаг Беларуси характерны для первоначального этапа развития фондового рынка [16, с. 14].
Достижение фондовым рынком приемлемых для инвесторов уровней ликвидности обеспечивается также концентрацией оборотов во времени и по месту совершения сделок, созданием специальных инфраструктурных биржевых институтов по поддержанию ликвидности (институт маркет-мейкеров). По всем этим направлениям многое делается, но еще больше предстоит сделать.
Развитие биржевых фондовых технологий, рост инвестиционной базы рынка за счет широких слоев мелких и средних инвесторов, привлечение внешних инвесторов, формирование инфраструктуры институциональных инвесторов, меры по дальнейшему организационному стимулированию рынка ценных бумаг сохранят и усилят достигнутую за последних несколько лет динамику.
Следует также отметить, что современный финансовый рынок характеризуется значительной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что делает высоким риск финансовых потерь. И для снижения данных ценовых рисков наиболее привлекательным является их страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг (деривативов). Однако в Беларуси данные инструменты до сих пор не получили должного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов[3, с. 73].
По результатам анализа можно утверждать, что в настоящий момент в Республике Беларусь присутствуют все три уровня структуры кредитной системы, предназначенной для распределения финансовых активов.
Вместе с тем нужно отметить значительный дисбаланс в кредитной системе между банковским и небанковским секторами. В первую очередь, это связано с недостаточно развитой инфраструктурой небанковского сектора, где до настоящего времени нет таких институтов, как пенсионные, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы, факторинговые и форфейтинговые компании, отсутствуют правовые основы для создания инвестиционных и венчурных фондов.
Учитывая изложенное, можно предложить, что стратегия развития кредитной системы Республики Беларусь должна базироваться на таких фундаментальных экономических преобразованиях, как:
- развитие финансовых институтов, в частности, институтов страховых, информационно-консультативных и прочих бизнес-услуг, обслуживающих финансовые, технологические, инвестиционные потоки;
- интенсификация процесса приватизации и создание широко-масштабного сектора частных организаций; — создание высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций путем принятия институциональных решений, способных сокращать инвестиционные риски.
Формирование современной финансовой системы способствует росту экономики за счет создания условий для более эффективного перераспределения финансовых ресурсов, повышения прозрачности инвестиционного процесса и расширения сферы финансовых услуг. Совершенствование информационно-технологической среды финансовой инфраструктуры способствует развитию финансовой системы, что проявляется в улучшении таких качественных показателей, как эффективность, монетарная и финансовая стабильность [3, с. 76].
Итак, анализ современного состояния рыночной инфраструктуры Беларуси позволяет обозначить перспективные направления ее совершенствования, имеющие наибольший социальный и экономический эффект. В условиях современного развития основными направлениями дальнейшего развития рыночной инфраструктуры являются развитие инфраструктуры товарного рынка, в том числе и для местных товаропроизводителей, совершенствование инфраструктуры рынка труда, развитие инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, поддержание высокого качества существующей дорожной сети и дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, повышение качества и доступности социальной инфраструктуры для населения страны. Также необходимо развивать недостающие элементы инфраструктуры рынка в Беларуси – биржевую, брокерскую деятельность, финансовую систему, финансовый рынок и т.д.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование показало, что инфраструктура рынка – это система специализированных взаимосвязанных организаций, комплекс взаимосвязанных потоков услуг, денег, товаров, ценных бумаг и рабочей силы. Вообще это заключение написано просто для вида и копировал я его с интер-нета, но думаю, что вы даже не дойдёте до этого момента и не будете его чи-тать, потому что я даже не имею понятия про что писал всю курсовую работу. Инфраструктура рынка выполняет множество функций, основными из которых выступают содействие улучшению материально-технического обеспечения, ре-ализации продукции организаций, обеспечение всех нужных условий для раз-вития деловых отношений предпринимателей, помощь в консультировании предпринимателей, маркетинговое, информационное, рекламное обслуживание, регулирование движения рабочей силы и т.д. Инфраструктура рынка включает в себя множество элементов, которые можно сгруппировать в четыре большие группы: это элементы организационно-технической инфраструктуры, элементы научно-исследовательской инфраструктуры, элементы финансово-кредитной инфраструктуры и элементы законодательной инфраструктуры. При этом цен-тры занятости (биржи труда) обслуживают рынок труда, валютные биржи об-служивают валютный рынок, фондовые биржи, банки – финансовый рынок, торговые организации обслуживают рынок потребительских товаров, товарные биржи – рынок средств производства и природных ресурсов, организации, ко-торые оказывают коммерческие услуги – обслуживают рынок науч-но-технических разработок и информации.
Важным элементом инфраструктуры рынка является биржа. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Проще говоря, это место встречи покупателей и продавцов, место заключения сделок. К основным видам бирж относятся товарные, фондовые, валютные, биржи труда. Под товарной биржей понимают ассоциацию физических и юридических лиц, осуществляю-щую оптовые операции на основании образцов и стандартов, в специальном месте и в условиях развитой свободной конкуренции. В современных условиях к биржевым товарам относятся: различное сельскохозяй¬ственное сырье, пиломатериалы и лес, металлы, нефтепродукты и нефть, таким образом, на то-варных биржах продается стандартизированная однородная продукция. Фондовая биржа — специализированная финансовая организация, осу-ществляющая торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инстру-ментами. Биржа труда — организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Анализ показал, что в Республике Беларусь действует Белорусская уни-версальная товарная биржа, Белорусская валютно-фондовая биржа и центры занятости населения, выполняющие функции бирж труда.
Исследование современного состояния рыночной инфраструктуры Беларуси позволяет обозначить перспективные направления ее совершенствования, имеющие наибольший социальный и экономический эффект. В условиях современного развития основными направлениями дальнейшего развития рыночной инфраструктуры являются развитие инфраструктуры товарного рынка, в том числе и для местных товаропроизводителей, совершенствование инфраструктуры рынка труда, развитие инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, поддержание высокого качества существующей дорожной сети и дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, повышение качества и доступности социальной инфраструктуры для населения страны. Также необходимо развивать недостающие элементы инфраструктуры рынка в Беларуси – биржевую, брокерскую деятельность, финансовую систему, финансовый рынок и т.д. Все это будет содействовать полноценному развитию рыночной эконо-мики в стране.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александрович, Я.М. Структурная перестройка и конкурентоспособность Республики Беларусь: проблемы и пути решения / Я.М. Александрович. – Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2014. – 342 с.
2. Белорусская универсальная товарная биржа. Официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.butb.by/ - Дата доступа: 29.10.2018.
3. Гануш, Г.И. Национальная экономика Беларуси: учебно-методический комплекс / Г. И. Гануш, Л. И. Панова; БГАТУ, Кафедра экономической теории и права. - Минск, 2011. - 260 с.
4. Ещенко, П. С. Экономика для всех / П.С. Ещенко. — Киев: Высшая школа., 2009. — 478 с.
5. Заборовский, А. Развитие рыночной институциональной среды для устойчивого экономического роста в Республике Беларусь / А.Заборовский. // Банковский вестник. – 2014. – №7. – С. 3-8.
6. Зубко, Н. М. Основы экономической теории: учеб. пособ. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 427 с.
7. Иванов, М.А. Особенности экономических методов управления инфраструктурой / М.А. Иванов. // Управление отраслями инфраструктуры в системе регионов: Межвуз. сб. — М.: Юнити, 2017. – 137 с.
8. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. – 339 с.
9. Ионов, М. Структурный аспект перехода к рынку / М. Ионов / Вопросы экономики. - 2016 - №8 - С.47-51.
10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб.пособ. / И.М.Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 701 с.
11. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций для студентов экономических спец. вузов / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 559 с.
12. Министерство труда и социальной защиты. Реализация активных мер политики занятости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/populbusy - Дата доступа: 29.10.2018.
13. Министерство экономики Республики Беларусь / Программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. – Дата доступа: 29.10.2018.
14. Мордовченков, Н.В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры (теория, методология, опыт) / Н.В. Мордовченков. — Н. Новгород: Изд-во Гладкова, 2012. — 394 с
15. Мордовченков, Н.В. Эволюция рыночной инфраструктуры: (экономика, менеджмент, право) / Н.В. Мордовченков. - Н. Новгород: Гладкова, 2012. — 84 с
16. Мясникович, М. В. Структурная политика и модернизация экономики Республики Беларусь. / М.В. Мясникович // Белорусский экономический журнал. – 2015. - №5. – С. 12-16.
17. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Итоги торгов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bcse.by/ru/creditdepositmarket/trade - Дата доступа: 29.10.2018.
18. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути их решения: Монография / Я.М. Александрович, С.С. Полоник, В.В. Пинигин [и др.]; под общ. ред. Я.М. Александровича. – Минск: ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь», 2009. – 167 с.
19. Федько, В.П. Инфраструктура товарного рынка / В.П. Федько. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 512 с.
20. Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособие / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 390 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А
Реализация активных мер политики занятости в Республике Бела-русь посредством центров занятости населения (бирж труда)

. All Right Reserve.