ГЛАВА 2
ОЦЕНКА РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


2.1 Инфраструктура рынка грузоперевозок Республики Беларусь


Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.
Автомобильный транспорт в совокупности с городским электрическим транспортом и метрополитеном оказывают значительное влияние на развитие социальной сферы республики, выполняя около 96 процентов от общего объема перевозок пассажиров.
Автомобильным транспортом перевозится свыше 58 процентов от общего объема перевозок пассажиров. Более 90 процентов объема перевозок пассажиров в регулярном сообщении обеспечивается организациями автомобильного транспорта общего пользования коммунальной формы собственности. Всего в республике эксплуатируется более 46 тыс. автобусов, в том числе организациями автомобильного транспорта общего пользования свыше 7,4 тыс. В рамках Государственной программы развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы организациями автомобильного транспорта общего пользования приобретено 1640 автобусов. Кроме того, автомобильным транспортом перевозится около 40 процентов от общего объема перевозок грузов. При этом эксплуатируется более 418 тыс. грузовых автомобильных транспортных средств.
В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, городские и пригородные перевозки пассажиров, междугородные перевозки пассажиров, международные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров автомобилями–такси, международные перевозки пассажиров. Внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов не лицензируются. Автомобильным перевозчикам выдано более 28 тыс. специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. При этом, городские и пригородные перевозки пассажиров имеют право оказывать 7,9 тыс. лицензиатов; междугородные перевозки пассажиров – 7,5 тыс.; международные перевозки пассажиров – 2,5 тыс.; международные перевозки грузов – 13 тыс.; перевозки автомобилями – такси – 11 тыс.
Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом выполняют 8 организаций коммунальной формы собственности, перевозки пассажиров метрополитеном в г. Минске – государственное предприятие «Минский метрополитен». Перевозки пассажиров трамваями выполняются в Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке по 20 маршрутам. Для их обслуживания задействовано 322 трамвайных вагона. Протяженность пассажирских трамвайных линий (в двухпутном исчислении) составляет 102,2 км. Перевозки пассажиров троллейбусами выполняются в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и Бобруйске по 136 маршрутам. Для их обслуживания задействовано 1699 троллейбусов. Протяженность пассажирских троллейбусных линий (в двухпутном исчислении) составляет 514 км. На двух линиях Минского метрополитена общей протяженностью 74,6 км (в однопутном исчислении) перевозки пассажиров выполняются между 29 станциями 361 вагоном.
В настоящее время в области автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена реализуется Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345. Целью Государственной программы является удовлетворение потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах.
Государственная программа включает ряд подпрограмм, в том числе, подпрограмму «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь». Подпрограмма направлена на обеспечение развития автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена в соответствии с потребностями экономики республики и ее населения, создание условий для роста экспорта услуг автомобильного транспорта, совершенствование нормативных правовых актов в области транспортной деятельности.
К затратам подпрограммы относятся:
обеспечение доступности, повышение качества и безопасности услуг автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена;
повышение эффективности работы транспортных организаций;
развитие транспортной инфраструктуры (за исключением автомобильных дорог).
Мероприятиями под программы являются:
совершенствование законодательства в сфере автомобильных перевозок;
строительство или выделение обособленных полос на улично – дорожных сетях в городах для движения автобусов (троллейбусов), выполняющих перевозки пассажиров транспортом общего пользования в регулярном сообщении, с учетом транспортной планировки городов;
совершенствование технических средств автоматизированного управления движением транспортных средств городского электрического транспорта и автобусов на маршрутах городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
создание условий для развития государственно-частного партнерства;
совершенствование маршрутной сети городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
развитие перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом строительства Белорусской АЭС;
обновление парка подвижного состава автомобильного (с учетом приоритетов закупок транспортных средств отечественных производителей, их соответствия экологическим классам 4 и выше и использования газомоторного топлива), городского электрического транспорта и метрополитена;
совершенствование договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области международных автомобильных перевозок, в том числе в рамках Евразийского экономического союза;
открытие новых маршрутов международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
ежегодное проведение заседаний Смешанных комиссий по международным автомобильным перевозкам с представителями других государ¬ств по вопросам функционирования разрешительной системы;
организация работы в сфере безопасности транспортной деятельности;
развитие и реконструкция производственно-технической базы технического обслуживания, ремонта и хранения автобусов, троллейбусов и трамваев.
Управление автомобильного и городского пассажирского транспорта осуществляет комплексные мероприятия по совершенствованию системы управления автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном, повышением эффективности их работы, созданием предпосылок для дальнейшего экономического роста организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повышению роли автотранспортного комплекса Республики Беларусь на международной арене.
Управление автомобильного и городского пассажирского транспорта в соответствии с возложенными на него задачами:
содействует в установленном порядке демонополизации, формированию конкурентной среды, поддержке и развитию предпринимательства в сфере автомобильного транспорта;
организует разработку и реализацию научно обоснованных концепций и программ развития автомобильного и городского пассажирского транспорта;
организует работу по реализации инвестиционной и инновационной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;
обеспечивает деятельность Министерства по организации международных автомобильных перевозок, контроля за их осуществлением на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении, а также выдаваемых Международным транспортным форумом (разрешения ЕКМТ);
обеспечивает взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам, связанным с выдачей разрешений;
содействует развитию обязательного и добровольного страхования в организациях автомобильного и городского пассажирского транспорта;
подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию организации перевозок пассажиров и грузов;
обеспечивает в соответствии с законодательством разработку нормативных правовых актов в сфере перевозок автомобильным и городским пассажирским транспортом, организует в пределах своей компетенции контроль за их исполнением;
анализирует рынок услуг и определяет перспективные направления развития автомобильного транспорта;
проводит анализ выполнения установленных нормативов системы государственных социальных стандартов по транспортному обслуживанию населения и подготавливает предложения по их совершенствованию;
осуществляет в пределах компетенции управление организациями автомобильного транспорта, входящими в систему Минтранса (далее-организации автомобильного транспорта), вносит предложения об их создании, реорганизации или ликвидации, а также по совершенствованию структуры управления данными организациями;
осуществляет мониторинг хода реализации программ развития автомобильного и городского пассажирского транспорта;
организует выполнение показателей социально-экономического развития организациями автомобильного транспорта;
участвует в организации работ по разработке и согласованию бизнес-планов развития и планов модернизации организаций автомобильного транспорта;
участвует в установленном порядке в приватизации объектов в области автомобильного транспорта;
содействует развитию государственно-частного партнерства;
участвует в разработке и реализации мер, направленных на соблюдение автомобильными перевозчиками режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, контролирует соблюдение условий этих разрешений (лицензий);
рассматривает в установленном законодательством порядке обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
согласовывает в соответствии с законодательством положения о структурных подразделениях облисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области транспорта и коммуникаций;
взаимодействует с отраслевыми профессиональными союзами;
осуществляет руководство организациями автомобильного транспорта, обеспечивающее совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность;
осуществляет в пределах компетенции Управления иные функции, предусмотренные актами законодательства.

2.2 Место автомобильных грузоперевозок в структуре транспортных услуг Республики Беларусь


Перевозочные возможности грузового автомобильного транспорта зависят от структуры и грузоподъемности имеющегося парка транспортных средств. Из эксплуатируемых в республике около 123 тыс, грузовых транспортных средств 56,7 тыс, принадлежат организациям государственной формы иностранных государств.
Следовательно, потребность в грузовых перевозках в большей части удовлетворяется транспортом промышленных, сельскохозяйственных организаций и транспортом негосударственной формы собственности.
Если рассматривать качественные характеристики парка транспортных, участвующих в международных перевозках, то в целом же в 2012 г. Белорусские автоперевозчики приобрели 1664 новых (текущего года выпуска) седельных тягачей и грузовых автомобилей и 1352 новых прицепов и полуприцепов. Таким образом, качественные характеристики парка транспортных средств существенно улучшились, и, как следствие, повысилась конкурентоспособность белорусских международных автоперевозчиков. В их активе 658 (5,6% общего парка) машин Евро-4 и 5388 (46,1% общего парка) – Евро-5. Рассмотрим таблицу 2.1, где описываются качественные характеристик парка транспортных средств, которые участвуют в международных перевозках 20013-2015 гг.

Таблица 2.1 – Качественные характеристики парка транспортных средств, участвующих в международных перевозках в 2013-2015 гг.
Наименование 2013 г. 2014 г. 2015 г.
кол-во уд. вес,% кол-во уд. вес,% кол-во уд. вес,%
Евро-5 2 057 23 3590 35,7 5 388 46,1
Евро-4 611 6,8 637 6,3 658 5,6
Евро-3 2 747 30,7 2387 32,7 2 101 18
Евро-2 644 7,2 471 4,7 382 3,3
Прочие 2 884 32,2 2973 29,6 3 167 27,1
Всего 8 943 100 10 058 100 11 696 100
Примечание – Источник: [10, с. 86].

Придем к выводу, что в 2015 г. Белорусские автоперевозчики приобрели 1664 новых (текущего года выпуска) седельных тягачей и грузовых автомобилей и 1352 новых прицепов и полуприцепов.
Таким образом, качественные характеристики парка транспортных средств существенно улучшились, и, как следствие, повысилась конкурентоспособность белорусских международных автоперевозчиков. В их активе 658 (5,6% общего парка) машин Евро-4 и 5388 (46,1% общего парка) – Евро-5.
Достаточно развита в Республике Беларусь инфраструктура автомобильного транспорта. Разветвленная сеть автомобильных дорог позволяет обеспечить круглогодичную связь со всеми населенными пунктами. Все дороги общего пользования в нашей стране можно разделить, а республиканские, например: М-3 Минск – Витебск или Р-28 Минск – Молодечно– Нарочь, и местные, например Н-9531 Смолевичи – Самохваловичи – Негорелое.
По состоянию на 1 января 2015 г. протяженность сеть автомобильного дорого общего пользования составляют более 86 тыс. км, в том числе около 15,5 тыс. км – республиканских, и более 71 тыс. км – местных дорого. На дорогах имеется 5,4 тыс. мостов и путепроводов общей длиной 242 км.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 414 км на 1.000 〖км〗^2 территории, что значительно превышает данные стран СНГ, но намного ниже, чем в таких европейских странах, как Великобритания, Италия, Франция, Польша. Географическое положение Беларуси в центре Европы, на перекрестке торговых путей с востока и запада, севера и юга, обусловило формирование автомобильных дорог международного значения. По территории Республики Беларусь проходят 5 международных автомобильных дорог категории «Е» общей протяженностью 1 841 км, а также трансъевропейский транспорт коридор № II ( Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород ), трансъевропейский транспортный коридор № IX (Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва / Псков – Киев – Кишинев – Бухарест – Димитровград – Александрополис ) и его ответвление IX В (Калининград / Клайпеда – Каунас – Вильнюс – Минск – Киев), которые имеют общую протяженность 1513 км.
Важными для выполнения международных и внутриреспубликанских перевозок являются автомобильные дороги: Брест – Пинск – Гомель – Брянск; Минск – Вильнюс; Брест – Ковель; Смоленск – Витебск – Даугав ; Минск – Лида – Гродно. Названные дорогие имеют широкую проезжую часть (6-12 м), интенсивность движения по ним составляет от 1до 4 тыс. автотранспортных единиц в сутки. Автомобильными дорогами соединены все города, почти все центры сельских советов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций.
С целью создания условий для дальнейшего динамичного развития транспортной отрасли Министерством транспорта и коммуникаций реализуется Программа «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468. Ее основными задачами являются модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров; повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющихся г. Минск с областными центрами; строительство обходов некоторых городов; развитие сети местных дорог; повышение качества дорожных работ на основе внедрения достижений научно – технического прогресса и развития дорожно-строительной индустрии.
Беларусь стала полноправным членом Европейских конференции министров транспорта (ЕКМТ), что позволило белорусским перевозчикам беспрепятственно осуществлять перевозки грузов по многосторонним разрешениям в любую страну, входящую в ЕКМТ.
В Республике созданы Белорусская ассоциация международных перевозчиков (БАМАП), Белорусская ассоциация международных экспедиторов и логистики (БАМЭ) и Белорусский союз транспортников. Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 47 государствами производится обмен разрешениями, дающими право белорусскими перевозчиками на осуществление международных перевозок по территории этих государств.


2.3 Проблемы осуществления международных грузоперевозок автомобильным транспортом в Республики Беларусь


По данным Министерства транспорта и коммуникаций, в 2014 году через территорию Беларуси перевезено транзитом более 170 млн. тонн грузов, в том числе железнодорожным транспортом – свыше 50 млн. тонн грузов, грузовыми автомобилями различных организаций – более 11 млн. тонн транзитных грузов. Внешнюю границу республики ежедневно пересекают до 5 тыс. транспортных средств, над территорией Беларуси ежедневно пролетает 500 – 700 самолетов. Однако весь транзитный потенциал нашей страны использован не полностью. Например, таможенное законодательство Беларуси пока не позволяет осуществлять такую операцию, как временный ввоз грузов для дальнейшей обработки, благодаря чему можно получить значительную добавленную стоимость, особенно с учетом создания Таможенного Союза.
Существует проблема в области международных перевозок с соседними государствами, возьмем к примеру Россию, в которой ограничивают доступ иностранных компаний на свои рынки логистических услуг. Для белорусских автопредприятий российские квоты даже с учетом увеличения недостаточны. Следует работать над тем, чтобы на единой таможенной территории контроль транспорта был перенесен на ее внешние границы. Это дало бы возможность перевозчикам обеих стран, однажды пройдя контроль в Бресте, беспрепятственно следовать по «зеленому коридору» до восточных границ Российской Федерации и Казахстана. Не оптимальны и белорусские меры по защите отечественных перевозчиков. Повышение суммы транзитных налогов заставило международных автоперевозчиков активно искать «обходные» пути. Кроме того, структура транзитных платежей очень сложна и включает, кроме сбора за проезд по автодорогам общего пользования и автодороге М1/Е30, еще и плату за услуги терминала, местные налоги и экологический сбор. Это ведет к тому, что международные автоперевозчики выбирают иногда маршруты в обход Беларуси (по двум маршрутам: с юга Украины, с севера – через Финляндию или Прибалтику). Заключение договора о Таможенном союзе с Россией и Казахстаном позволяет Республике Беларусь стать крупным международным логистическим центром перемещения товаров с Европы в Евразию. В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед страной по превращению транспортной отрасли в логистический центр (в современную транспортно-логистическую систему и в первую очередь в торговле наших соседей: ЕС27, Украины, России. Особенно в операциях с России и Казахстана с Европейским союзом. В 2014 г. товарооборот с ЕС составил: у России – 280 млрд. долларов, у Казахстана – 40 млрд. долларов, у Беларуси – 23 млрд. долларов, а общий товаропоток почти 350 млрд. долларов. Транзитные перевозки в кризис. В конце 2014 г. замедление мировой торговли привело к тому, что спрос на услуги международных перевозчиков упал на 20%. В результате уже в декабре предприятия, работающие на рынке, вынуждены были снижать расценки на свои услуги. Из-за этого тарифы на международные перевозки были снижены не менее чем на 30%, в большей степени это затронуло автомобильный транспорт. По данным Национального Статистического Комитета объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом в I-м квартале 2015 г, снизился более, чем на 4%. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в I-м квартале 2015 г., уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,9%. За семь месяцев текущего года организациями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта обеспечен экспорт услуг в объеме $750 млн. Положительное сальдо было равно $500 млн. Полученные за период значения составили 92-94% к аналогичному периоду 2014 года. За девять месяцев 2015 года белорусские международные перевозчики грузов совершили 270,9 тыс. поездок за пределы Беларуси, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Перечислим общие проблемы современного состояния сферы международных транспортно-логистических услуг в Беларуси:
отсутствие современной логистической инфраструктуры (по существу вместо логистических услуг Беларусь оказывает транспортные услуги). По итогам исследований мировой логистики, проведенных в 2007 году экспертами Всемирного банка, система Беларуси в общем списке из 140 государств заняла 74- е место);
необходимость обновления парка транспортной техники (по всем видам грузоперевозок) и отсутствие экономических механизмов для его обновления;
проблемы в правовой базе — многие правовые акты, среди которых Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности», Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» требуют модернизации;
требует оптимизации структура перевозок по видам транспорта (см. рис.3);
недостаточно развита инфраструктура сервиса — пунктов временного проживания имеется лишь 12,7% от необходимого числа, АЗС – 34%, СТО – 26%, ресторанов и других точек общепита – 52,6%. Это делает перевозки через Беларусь менее привлекательными особенно для зарубежных перевозчиков

. All Right Reserve.