1 ЛОГИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Определение логистики как вида экономической деятельности

Появление и обновление современных средств транспорта, информационных систем, систем связи и телекоммуникаций открыло возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров и финансовых ресурсов. Конкурентные преимущества, которые связаны с развитием научно-технического прогресса, стали постепенно утрачивать свою первостепенность, а на первое место вышли такие параметры, как гибкость, минимальные сроки выполнения заказа, надежные и качественные поставки, возможность альтернативы.
Управление материальными и информационными потоками на протяжении многих десятилетий являлось важной стороной экономической деятельности организации. В условиях современного рынка компании все больше акцентируют свое внимание на потребителя. Рынок производителя преобразовался в рынок покупателя, который в большей степени диктует свои условия в отношении структуры и качества услуг. Умение производителей совместить потребности и предпочтения покупателя с их планированием и производством становится решающим фактором в конкурентной борьбе. Наблюдается постоянное уменьшение относительной значимости материальной части совокупного предложения товара, в пользу услуги. Она рассматривается как фактор, формирующий конкурентное преимущество и стимул повторной покупки. При этом немало важным свойством товара или услуги является стоимость, которая в значительной степени зависит от издержек. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции логистики в практической деятельности компаний. При этом логистическая деятельность должна носить интегрированный характер.
Современный экономический словарь определяет логистику как часть экономической науки и область практической деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Работы многих авторов свидетельствуют о том, что существует понятие научной и практической логистики. С точки зрения научного подхода логистика есть наука об оптимизации и управлении материальными, информационными, финансовыми, трудовыми потоками в определенной микро- или макрологистической системах для достижения поставленных целей. С позиции же практического менеджмента логистика подразумевает оптимальную организацию бизнес-процессов компании, которая обеспечивает поставку нужного товара нужного качества в необходимом количестве нужному покупателю в нужное время и место по нужной цене с минимумом затрат [5].
Бурное развитие современная логистика получила в период второй мировой войны, когда она была нацелена на решение стратегических задач и обеспечение взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, топливом и продовольствием. В связи с восстановлением и развитием мировой экономической системы в 50-60-е года 20-го века понятие и методы логистики стали постепенно переноситься из военной сферы в гражданскую в качестве нового научного направления о рациональном управлении движением материальных и информационных потоков в сфере обращения и производства.
Использование методов логистики в сфере хозяйственной деятельности было обусловлено резким увеличением затрат на перевозки и переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Компании достигали предела эффективности производства и сталкивались с проблемой сбыта готовой продукции. Все это стало причиной поиска альтернативных путей повышения прибыли и, как следствие, расширение ассортимента выпускаемой продукции, развитие информационных и коммуникационных технологий в связи с необходимостью быстрого реагирования производственных и торговых систем на изменяющиеся потребности общества, а также обработки и обмена огромных массивов данных в режиме реального времени с минимальными затратами.
Актуальность логистики обуславливается возможностью повысить эффективность функционирования материалопроводящих систем. Благодаря качественной и разумной логистике существенно сокращается временной интервал между приобретением сырья и доставкой готового товара потребителю, уменьшаются материальные запасы, ускоряется процесс получения информации, повышается уровень сервиса. Но применение логистических принципов управления зависит не только от вышеперечисленных факторов, в каждой стране есть свои особенности. Так, например, Республика Беларусь обладает низким уровень обеспеченности собственными материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, что вынуждает отечественных производителей завозить их из других стран, при этом многие из них одновременно являются и экспортоориентированными. Выгодное геополитическое положение нашей страны, ускорение процессов глобализации, создание союзов и альянсов предприятий предопределяют использование логистических подходов в международном бизнесе Республики Беларусь.
К началу 21 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя несколько видов. Виды логистики изображены на рисунке 1.1.

 
Рисунок 1.1 – Виды логистики
Источник: Логистика: учебное пособие /И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпеко, и др.; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – С. 24

Парадигма и новизна логистики в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками [10]. Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.
Логистика представляет собой одну из сфер компетентности предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительской стоимости [10]. Также она может быть определена как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. За рубежом логистику в соединении с маркетингом и менеджментом называют «третьим рычагом оптимизации экономики» и «последним рубежом экономии затрат». Практика показывает, что использование логистики дает серьезные преимущества в конкурентной борьбе, существенно повышает конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
В современной логистике ключевой является концепция общих затрат. Она позволяет перегруппировать затраты в цепи производитель – оптовая торговля – розничная торговля – конечный потребитель таким образом, что уровень общих расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю снижается. Например, если соблюдается график поставок, то существует реальная возможность отказа от создания промежуточных складов. И хотя затраты на транспортировку в данном случае возрастут, общие затраты в сети распределения будут уменьшены. Теория логистики свидетельствует о том, что логистическая деятельность включает в себя три главных составляющих, таких как экономика предприятия и его инфраструктура; информация о движении материальных и нематериальных потоков в системах; техника, сопровождающая материальные потоки. Логистика может быть определена как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Логистика – это процесс планирования, обеспечения и контроля эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов [10].
В некоторых определениях логистики подчеркивается высокая значимость творческого мышления в решении задач. Поэтому важно отметить, что логистика – это одновременно и искусство, и наука определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
Логистика рассматривается как сфера компетентности, которая связывает компанию с ее потребителями и поставщиками. Потоки информации о потребителях могут поступать в компанию в форме данных о продажах, прогнозов и заказов. Далее информация преобразуется в конкретные планы производства и закупок. Поступающие материальные ресурсы обеспечивают поток запасов, постепенно обретающих добавленную стоимость, движение которого завершается передачей потребителям права собственности на готовые товары и услуги.
Основная цель логистики заключается в организации процесса движения материальных и информационных потоков при минимальных затратах с учетом достижения максимального экономического эффекта. В связи с этим логистика представляет отрасль экономической науки, изучающей и объединяющей методологию оптимизации процессов движения или изменения вещества, времени, информации, финансов, а в конечном счете принятия оперативных, управленческих, правовых, административных решений. При этом логистика должна объединять все методы, способы, приемы анализа, сопоставления вариантов и выбора наиболее рационального критерия для конкретного случая. В целом универсальным критерием может выступать минимум затрат или максимальный эффект в результате выполнения всех операций.
Важнейшая функция логистики – это координация деятельности системы менеджмента организации, позволяющая сокращать затраты на основе их системного анализа и выбора оптимальных логистических вариантов из множества возможных. Как показывает практика, наиболее эффективной будет сокращение затрат на протяжении всего материального потока. Следовательно, для эффективного управления материальными потоками компаниям необходимы полномочия, позволяющие координировать деятельность различных функциональных звеньев компании. На малых предприятиях достаточным уровнем для исполнения функции логистического управления будет являться уровень исполнительного директора. Для средних предприятий наиболее рационально сосредоточить логические функции в отдельном подразделении логистики. При функциональной структуре управления предприятием управление логистикой может быть закреплено за одним из заместителей генерального директора или за генеральным директором, что обеспечит максимальную независимость в процессе реализации этой функции. При наличии варианта матричной структуры управления руководитель логистической службы может выполнять функции координатора. С увеличением же размеров компании логистическое управление усложняется, и существует мнение, что оно должно передаваться на аутсорсинг [13].
Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться. Основу интегрированной системы логистики образуют различные сферы бизнеса, которые представлены на рисунке 1.2.

 
Рисунок 1.2 – Сферы бизнеса, образующие интегрированную систему логистики
Источник: Логистика: учебное пособие /И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпеко, и др.; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – С. 63

Успех в бизнесе зависит как от результатов деятельности отдельной компании, так от ее партнеров – поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего и интегрированного подхода. Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур и государственных органов, так и науки, образования, обеспечивает снижение уровня издержек в масштабе страны. Для Республики Беларусь все вышеперечисленное является реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Отличие логистического подхода от традиционного заключается в технической, технологической, информационной и экономической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов. Внедрение современного логистического менеджмента на предприятии обеспечивает сокращение запасов и времени выполнения заказа. Логистический менеджмент предоставляет высокую готовность товара к поставке, повышает гибкость производства и ускоряет оборачиваемость капитала. Совокупность вышеперечисленных факторов гарантирует снижение себестоимости продукции и улучшение качества поставок, что является решающими конкурентными преимуществами в условиях белорусского рынка.
Цель современного логистического процесса формулируется основным правилом логистики – правилом «7R», которые подразумевает, что нужный товар (right product) необходимого качества (right quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен в нужное время (right time) и в нужное место (right place) нужному потребителю (right customer) с требуемым уровнем затрат (right cost). Несоблюдение хотя бы одного из приведенных условий может привести к потере клиентов и, соответственно, определенной доли рынка [25].
Необходимо отметить роль транспорта в процессе распространения концепции логистики. Именно транспортные и экспедиторские компании, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки «just in time» и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок.
Таким образом логистика направлена на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых элементов. Это позволяет выработать современные технологии логистического менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Успехи в каждой из логистических сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической системы. Особо следует выделить логистическую информацию, которая является важнейшим стратегическим ресурсом логистики. Использование электроники позволяет снизить издержки логистики благодаря более эффективному управлению информационными потоками – увеличению их скорости и координации. Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс подчеркивают – фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальные перемещения запасов [10].
Эффективность внедрения логистических технологий в систему менеджмента промышленных предприятий доказана на примере крупных зарубежных компаний других отраслей промышленности, таких как Toyota Motor Corporation, Mazda Motor Corporation, Dell computer. По данным крупнейших аналитических компаний, таких как AMR Research, Forrester Research, благодаря интеграции логистики компании получают увеличение прибыли от 5 до 15%; уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%; сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%. Использование логистики позволяет промышленным предприятиям отказаться от обособленного управления отдельными звеньями товародвижения и наладить их интеграцию, что ведет повышению инновационной устойчивости и конкурентоспособности предприятия не только в рамках страны, но и на внешнем рынке [13].

1.2 Материально-производственные запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания

Материально-производственные запасы являются составной частью оборотных активов организации.
Наиболее общую формулировку понятия запасов дает Гаджинский А. М. в своей книге «Логистика»: - «Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления».
Материально-производственные запасы в общем виде классифицируются по трем видам:
1) производственные запасы;
2) незавершенное производство;
3) готовая продукция.
К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.
Для каждого производственного процесса (или стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие виды исходных материалов:
а) сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени. Примерами могут служить продукты растениеводства, животноводства или рыболовства; продукты добычи и обогащения руды в горнодобывающей и металлургической промышленности, а также материалы, получаемые в результате специфических технологических процессов химической и физической обработки.
б) вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее, такие материалы могут иметь важное функциональное значение. Примерами вспомогательных материалов являются швейные нитки при пошиве одежды, монтажные болты, проволока. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что отнесение продукта к той или иной категории материалов зависит от особенностей производственного процесса. Так, те же нитки в текстильной промышленности служат сырьем для изготовления ткани. Из проволоки определенного вида могут изготавливаться скрепки, и она в данном случае будет являться сырьем.
в) производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства. К числу производственных материалов принадлежит также энергия, в силу высокой стоимости и значительной потребности в ней учитываемая отдельно от остальных видов производственных материалов.
г) к числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.
Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы относятся к общей категории сырье и материалы (так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной продукции).
Производственные запасы – это запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.
Производственные и товарные запасы подразделяются так же на текущие, страховые и сезонные.
Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.
Страховые (гарантийные) запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
    отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
    возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
    непредвиденного возрастания спроса.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции.
Так же по функциональному назначению, помимо перечисленных, выделяют запасы продвижения, переходящие, спекулятивные запасы и неликвиды.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.
Переходящие запасы – это остатки товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода. В данном случае запасы предназначены для равномерной работы предприятия в следующем отчетном периоде до очередной поставки.
Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запасов («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи определенного заказа.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако помимо определения вида создаваемых запасов необходимо выяснить, насколько они необходимы для предприятия.
Образование запасов связано, в основном, с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов зависит ритмичная работа предприятия.
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.
Одной из причин создания запасов является так же возможность повышения спроса. Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности, но прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов. В современных условиях экономики в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса, неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов снижения переменных издержек.
С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.
Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.
Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.
Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
1.3 Модели управления запасами

Запасом называется любой ресурс, который хранится для удов¬летворения будущих нужд. Примерами запасов могут стать полу¬фабрикаты, готовые изделия, материалы, различные товары, а также денежная наличность, находящаяся в хранилище.
Существует проблема классификации имеющихся в наличии запасов. Для решения этой задачи используется методика адми¬нистративного наблюдения. Цель ее заключается в определении той части запасов фирмы, которая требует наибольшего внимания со стороны отдела снабжения. Для этого каждый компонент за¬пасов рассматривается по двум параметрам:
    его доля в общем количестве запасов фирмы;
    его доля в общей стоимости запасов.
Методика 20/80. В соответствии с этой методикой компонен¬ты запаса, составляющие 20% его общего количества и 80% его общей стоимости, должны отслеживаться отделом снабжения более внимательно.
Методика АВС. В рамках этой методики запасы, имеющиеся в распоряжении предприятия, разделяются на три группы: А, В и С.
Группа А: 10% общего количества запасов и 65% их стоимости;
В: 25% общего количества запасов и 25% их стоимости;
С: 65% общего количества запасов и около 10% их стоимости.
Именно Наименьшая по объему и наиболее ценная часть запасов может стать предметом особого контроля и математического мо¬делирования.
Необходимо отметить, что классификация запасов может быть основана не только на показателях доли в общей стоимости и в общем количестве. Некоторые виды запасов могут быть причис¬лены к более высокому классу на основании таких характеристик, как специфика поставок, качество и т. д. Преимущество методи¬ки деления запасов на классы заключается в том, что для каждого из них можно выбрать свой порядок контроля и управления.
Отметим некоторые моменты политики управления запасами, классификация которых проведена на основе АВС-анализа.
1. Запасы группы А требуют более внимательного и частого проведения инвентаризации; правильность учета запасов этой группы должна подтверждаться чаще.
2. Планирование и прогнозирование запасов группы А должно характеризоваться большей степенью точности, нежели планирование запасов групп В и С.
3. Для группы А нужно стараться создать страховой запас, что¬бы избежать больших расходов, связанных с отсутствием запасов этой группы.
4. Методы и приемы управления запасами, рассмотренные далее, должны применяться прежде всего к группам А и В. Что касается запасов группы С, обычно момент возобновления заказа по ним определяют исходя из конкретных условий, а не на осно¬ве количественного метода, чтобы свести к минимуму расходы на их контроль.
Рассмотрим основные понятия теории управления запасами.
Издержки выполнения заказа (издержки заказа) – накладные расходы, связанные с оформлением заказа. В промышленном про¬изводстве такими издержками являются затраты на переналадку оборудования и подготовительные операции.
Издержки хранения – расходы, связанные с физическим содер¬жанием товаров на складе, плюс возможные проценты на капи¬тал, вложенный в запасы. Обычно они выражены в абсолютных единицах или в процентах от закупочной цены и связаны с опре¬деленным промежутком времени.
Упущенная прибыль (издержки дефицита) – издержки, связан¬ные с неудовлетворенным спросом, возникающим из-за отсут¬ствия продукта на складе.
Совокупные издержки за период представляют собой сумму из¬держек заказа, издержек хранения и упущенной прибыли. Иног¬да к ним прибавляются издержки на закупку товара.
Срок выполнения заказа – время с момента заказа до момента его выполнения.
Точка восстановления – уровень запаса, при котором делается новый заказ.
I. Детерминированные модели
1. Простейшая модель оптимального размера заказа предполагает, что:
1) темп спроса на товар известен и постоянен;
2) получение заказа мгновенно;
3) закупочная цена не зависит от размера заказа;
4) дефицит не допускается.
Размер заказа является постоянным. Заказ выполняется мгновенно. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью, пока не достигает нулевого значения. В этот момент времени де¬лается и мгновенно выполняется заказ и уровень запаса восстанавливается до максимального значения. При этом оптимальным решением задачи будет такой размер заказа, при котором минимизируются общие издержки за период, равные сумме издержек хра¬нения и издержек заказа.
Динамика изменения количества продукта S на складе показана на рисунке 1.3.
 
Q – размер заказа;
Т – продолжительность периода планирования;
D, D – величина спроса за период планирования и в единицу времени соответственно;
К – издержки одного заказа;
Н, H – удельные издержки хранения за период и в единицу времени соответственно.
L – время выполнения заказа.

Рисунок 1.3 – График динамики изменения количества продукта на складе
Источник: Гаджинский, А.М. Логистика. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2004.

Рассмотрим произведение в соответствии с формулами:
 – издержки заказа за период планирования;                           (1.1)
  – издержки хранения за период планирования;                    (1.2)
  – совокупные издержки.                                 (1.3)
Кривые издержек заказа С1 издержек хранения С2 и совокупных издержек С показаны на рисунке 1.4.

 
Рисунок 1.4 – График динамики изменения количества продукта на складе
Источник: Гаджинский, А.М. Логистика. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2004.

После определения минимум функции совокупных издержек, рассмотрим формулы:
   – оптимальный размер заказа;                                                 (1.4)
  – оптимальное число заказов не период;                                       (1.5)
  – время цикла (оптимальное время между заказами).             (1.6)
R = dL – точка восстановления запаса;                                                      (1.7)
Обратим внимание на то, что оптимальный размер заказа не зависит от цены продукта.
Модель оптимального размера заказа с фиксированным временем его выполнения предполагает что:
1) темп спроса на товар известен и постоянен;
2) время выполнения заказа известно и постоянно;
3) закупочная цена не зависит от размера заказа;
4) дефицит не допускается.
Модель оптимального размера заказа с производством предполагает что:
1) темп спроса на товар известен и постоянен;
2) темп производства товара известен и постоянен;
3) время выполнения заказа известно и постоянно;
4) закупочная цена не зависит от размера заказа;
5) дефицит не допускается.
  – оптимальный размер заказа;                        (1.8)
  – оптимальный максимальный уровень запасов;             (1.9)
Модель оптимального размера заказа с дефицитом предполагает, что:
1) темп спроса на товар известен и постоянен;
2) время выполнения заказа известно и постоянно;
3) закупочная цена не зависит от размера заказа.
Модель оптимального размера заказа с количественными скидками предполагает, что:
1) темп спроса на товар известен и постоянен;
2) время выполнения заказа известно и постоянно.
Оптимальный размер заказа определяется в результате решения П задач. Каждая из этих задач сводится к определению такого раз¬мера заказа Qi,
I = 1,..., П, при котором функция совокупных (общих) издержек:
  достигает минимума при ограничениях
Контроль за состоянием запасов – это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
В целом можно выделить следующие системы контроля за состоянием запасов:
    с фиксированной периодичностью заказа;
    с фиксированным размером заказа.
Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.
Контроль состояния запасов по системе с фиксированной периодичностью заказа осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки осуществляет
Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот период.
Интенсивность спроса, характеризуемая углом наклона участков линии, описывающей изменение запасов, в этой модели является величиной переменной (углы наклона разных участков ломаной различны). А поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет различна. Естественно, применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать партии, различные по величине. Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был не значителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии не существенности расходов, связанных с выполнением заказа.
Система контроля с фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях:
    условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями;
    расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики;
    потери от возможного дефицита сравнительно невелики.
На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т.д.
В системе контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной.
Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа.
После размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (участок А), или же будет нарушен срок поставки (t¢> t- участок В), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита и предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
– объем спроса (оборота);
– расходы по доставке товаров;
– расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости имеет форму гиперболы. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.
Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа. Подробнее об этом было написано ранее.
Таким образом, представленные выше основные системы контроля над запасами базируются на фиксации одного из двух параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным.
Однако на практике чаще встречаются иные, более сложные ситуации. В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы контроля ровня запасов не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение предприятия без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы контроля уровня запасов становятся не эффективными. Для таких случаев проектируются иные системы контроля, состоящие из элементов основных систем.

1.4 Сбытовая логистика

Основными тенденциями, происходящими в сбытовой логистике являются:
1. Усиление контроля розничных торговцев над дистрибуцией и участниками, стоящими еще выше в цепочке поставок
В последнее время одной из основных тенденций взаимоотношений в розничной цепочке поставок, связывающей производителей, оптовых и розничных торговых организаций, является рост контроля розничных торговцев над всей цепочкой поставок. На рисунке 1.5 приведено как традиционное разделение областей контроля в цепочке поставок, так и последние изменения в этой области, инициированные розничными сетями.
 
Рисунок 1.5 - Рост зоны контроля розничных торговцев в цепи поставок

Каким же образом сегодня розничные торговцы получают все больший контроль, который приводит к тотальному ценовому прессингу поставщиков? Ответ прост – розничные торговцы усиливают контроль, пропуская бульшую часть своих поставок через распределительные центры. Более того, внедрение таких современных инструментов сетевой розничной торговли, как частные торговые марки, позволяет ритейлерам простирать свою власть вплоть до компаний-поставщиков сырья.
Процесс нарастания контроля розничных торговцев над цепями поставок также вызван тем, что объем бизнеса ритейлеров и использование самых современных информационных технологий хранения и обработки информации позволяют им знать потребителя и влиять на него гораздо лучше маркетологов компаний-производителей. В итоге это приводит к тому, что розничные торговцы одерживают победу над производителями в борьбе за долю общей маржи на товаре, создаваемой в полной цепи поставок.
2. Реинжинирнинг логистических систем
Розничные торговцы уменьшают имеющиеся у них товарные запасы, что приводит к значительному повышению эффективности деятельности. Это достигается благодаря применению современных методик управления товарными запасами, сокращению числа участников цепочки поставок и внедрению передовых информационных технологий.
3. Изменение в структуре цепочки поставок – вытеснение оптовиков и дистрибьюторов
В результате все более усиливающейся конкуренции розничные торговцы значительно расширяют границы своего контроля над всей цепочкой поставок, понимаемой в широком смысле (от производителя до конечного клиента, а в случае применения частных торговых марок имеет смысл говорить даже о возможной интеграции поставщиков сырья в эту цепочку). Основные движущие силы этого процесса показаны на рисунке 1.6.
 
Рисунок 1.6 – Основные движущие силы процесса изменения в структуре
цепочек торговых поставок

Пытаясь повысить эффективность своей деятельности, многие розничные торговцы стремятся расширить свой контроль над цепочкой поставок и осуществлять все логистические операции в рамках единой системы каналов. Более того, стремясь победить в конкурентной борьбе, ведущие розничные торговцы формируют пулы стратегических поставщиков, что позволяет упростить процедуру и сократить сроки движения товаров по цепочке поставок. Схема этого процесса приведена на рисунке 1.7.

 
Рисунок 1.7 – Формирование пулов стратегических поставщиков

Более того, они вводят различные новые инструменты для перераспределения маржи, создаваемой в цепочке поставок. Сначала это были различные выплаты, которые осуществляли поставщики в пользу розничных торговцев в качестве «входной платы» в розницу. Следующим, более сильным, инструментом стали частные торговые марки (private label).
Усиливая давление на производителей, розница одновременно предлагает им новые варианты сотрудничества – в частности, изготовление продуктов на заказ под марками самих магазинов.
Впервые идея продавать товары под собственным именем была применена французской розничной торговой сетью Carrefour. В 70-х годах ХХ века французская компания начала реализовывать товары повседневного спроса (сахара, крупы и т.д.) под своей торговой маркой. Вначале главным преимуществом private label была дешевизна – товары упаковывались самым незатейливым образом и продавались исключительно на доверии покупателей к выбранной ими торговой сети.
Со временем private label превратился из инструмента увеличения оборота в способ увеличения прибыли: товары, предлагаемые под собственной маркой, не требуют дополнительных маркетинговых затрат (например, рекламой для товара private label служит сама розничная торговая сеть) и потому стоят дешевле известных брэндов. После того как западные торговые сети по своим размерам сравнялись с производителями и фактически начали им диктовать свои условия, появление private label оказалось выгодным и для поставщиков. За счет производства товаров под марками торговых сетей у производителей появилась возможность загрузить свои мощности и тем самым упрочить свое положение на рынке.
4. Одним из основных требований ведения успешной конкурентной борьбы является повышение управляемости организацией, которое достигается посредством внедрения информационных систем управления.
Главным достоинством использования компьютерных информационных систем в сбытовой логистике является контроль и оптимизация издержек обращения. Кроме того, использование систем автоматизации организации обеспечить осуществление широкого круга мероприятий, являющихся неотъемлемым инструментом конкурентной борьбы:
- организацию сложных маркетинговых акций (в частности, предоставление покупателям скидок);
- обмен данными между центральным офисом организации и территориально удаленными магазинами;
- автоматизацию вспомогательного производства;
- организацию торговли через Интернет-магазин;
- персонализацию взаимоотношений с покупателями;
- сокращение численности обслуживающего персонала и повышение дисциплины труда, поскольку все операции становятся персонифицированными;
- снижение сроков выполнения и повышение точности формирования заказов.
Таким образом, в настоящее время в рамках выработанных государственных прио¬ритетов актуальным направлением развития логистической деятельности яв¬ляется формирование эффективной товаропроводящей сети, которая будет способство¬вать реализации сбытовой политики.
 

. All Right Reserve.