1 КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОПТОВЫМ ЗАКУПКАМ

1.1 Сущность, роль и содержание коммерческой деятельности по оптовым закупкам


Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы про-дать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо рас-полагать (владеть) товаром. Как отмечалось, главная функция товарного об-ращения сводится к смене формы стоимости по формуле Д — Т и Т' — Д' [ ].
Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: пред-приниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым прира-щением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с за-купки товаров с целью последующей их продажи. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарообо-рот, осуществляемый торговыми организациями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров. Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформиро-вать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снаб-жения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в со-ответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия. В условиях рыночной эконо-мики организация и технология закупочной работы в Республике Беларусь претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению това-ров при административно-командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок то-варов, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости ком-мерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, ха-рактеризующихся:
● свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
● множественностью источников закупки (поставщиков);
● равноправием партнеров;
● возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
● саморегулированием процессов поставки товаров;
● свободой ценообразования;
● конкуренцией поставщиков и покупателей;
● экономической ответственностью сторон;
● инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммер-санта при закупке товаров.
Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следую-щих этапов:
 отбор, обработка и анализ информации, необходимой для обос-нования коммерческих решений по оптовым закупкам;
 определение потребности в товарах, формирование конкуренто-способного ассортимента товаров, управление им;
 выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
 организация рациональных хозяйственных связей с поставщика-ми товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представ-ление заказов и заявок поставщикам;
 организация и технология закупок непосредственно у производи-телей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других по-ставщиков;
 организация учета и контроля за оптовыми закупками [ ].
Этот процесс можно разделить на преддоговорные, собственно заку-почные операции и заключительные коммерческие операции.
К преддоговорным операциям относятся: изучение рынка, спроса насе-ления, анализ ложившейся системы хозяйственных связей, источников по-ступления и поставщиков, сбор нужной информации. Обоснование потреб-ности в товарах и определение источников финансирования закупок, разра-ботка проектов договоров.
Собственно закупочными операциями являются следующие: заключе-ние договоров и разовых сделок на поставку товаров, согласование и уточне-ние ассортимента товаров, составление и предоставление необходимых до-кументов, своевременные расчеты за закупленный товар.
Заключительные коммерческие операции по закупкам включают: учет и контроль за ходом выполнения договоров поставок; исковую работу, вклю-чающую оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение усло-вий договоров; управление товарными ресурсами, закупленными организа-цией.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных усло-виях должна базироваться на принципах современного маркетинга. С помо-щью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менедже-ры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т. е. ем-кость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может при-нести наибольшую прибыль.
Отбор, обработка и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам является необходимым услови-ем эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой ра-боты по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, по-требностей покупателей на товары, покупательских намерений и других фак-торов, формирующих спрос. Оптово-торговые предприятия, обслуживая оп-ределенный территориально-экономический район и конкретных покупате-лей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (груп-пы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса. Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирова-ния спроса. К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение зая-вок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортимент-ных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. Для изучения и про-гнозирования спроса в крупных и средних торговых организациях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых явля-ется изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригруп-повой структуры спроса на закупаемые товары.
Важнейшим этапом закупочной работы является определение потреб-ности в товарах. Существует несколько методов определения потребности в товарах.
Метод экстраполяции динамических рядов продажи и товарных остат-ков. Для использования этого метода целесообразно брать данные за доста-точно длительный период, что уменьшает погрешность в расчетах. Однако в условиях инфляции использование этого метода затруднено.
Метод использования коэффициента эластичности позволяет рассчи-тать прирост объема продаж при росте покупательной способности населе-ния. С помощью этого метода осуществляется увязка товарооборота с поку-пательной способностью. Однако данный метод также сложен в применении в условиях инфляции.
Нормативный метод определения потребности в товарах. В основе это-го метода лежат рациональные нормы потребления. Эти нормы как средние величины потребления могут отражать фактическое состояние потребления и перспективные потребности. Используются для расчета рациональные нормы обеспеченности непродовольственными товарами и физиологические нормы потребления важнейших продуктов питания. Они разрабатываются в расчете на душу населения или на семью.
При использовании этого метода коммерсанту следует помнить, что потребности развиваются, изменяются представления о рациональных по-требностях, поэтому эти нормы должны корректироваться, т.е. следует свое¬временно реагировать на происходящие изменения.
Достаточно часто для расчета объема закупки товаров используется ба-лансовый метод. Он учитывает объем продажи, а также товарные запасы на начало и конец планируемого периода.
Полученные расчеты подвергаются экспертизе специалистов и могут быть скорректированы с учетом факторов, повлиявших на ту информацию, которая использовалась для расчета.
Для расчета потребности в товарах могут быть использованы и другие методы. В каждом конкретном случае выбор метода диктуется условиями, в которых работает тор¬говая организация, целями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам това-ров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изуче-нием источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ас-сортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.
Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополни-тельных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышлен-ности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудо-вой деятельности. Коммерческий аппарат оптовых баз должен выявлять воз-можности развития новых видов производства и восстановления старых за-бытых промыслов, особенно художественных, вести учет и повседневно ре-гистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными от-ношениями с базой, готовить предложения по вопросам увеличения произ-водства нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества.
Коммерческим работникам следует посещать производственные пред-приятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производст-венными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленно-сти, в работе оптовых ярмарок, выставок — просмотрах новых образцов из-делий. Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за реклам-ными объявлениями в средствах массовой информации, специализированных изданиях, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. Формирова-ние товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ре-сурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по це-нам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых ра-ботников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о ко-нечных покупателях, учетом их платежеспособности, недопущением неоп-равданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.
К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяй-ства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.). К по-ставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т. е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих това-ры и услуги. Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.) (рисунок 1).
В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщики-изготовители и поставщики — оптовые органи-зации.
Поставщики-изготовители — производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и т. д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребите-лей.
Поставщики — оптовые организации закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым по-купателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, рознич-ным торговцам и т. д.).
Поставщиками — оптовыми организациями, как уже отмечалось, могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального) и региональ-ного уровней различного товарного ассортимента (специализации), состав-ляющие основу оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые по-средники (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры) а также орга-низаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т. п.).

Рисунок 1.1 – Классификация поставщиков
Примечание - Источник: [3, с.239]

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности.
По территориальному признаку поставщики товаров могут быть мест-ными (внутриобластными), внеобластными, республиканскими и внереспуб-ликанскими. Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобласт-ных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство тех или иных товаров и их приходится за-возить. Местные поставщики-изготовители зачастую поставляют товары не-посредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.
По принадлежности к той или иной хозяйственной системе различают внутрисистемных (относящихся к той же системе, в которую входят и опто-вые покупатели) и внесистемных (все остальные) поставщиков. По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муни-ципальными, кооперативными и иных форм собственности.
Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники состав-ляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообраз-но группировать по местным, межобластным и межреспубликанским по-ставщикам. В карточках указываются данные о производственной мощности предприятия, количестве и ассортименте выпускаемой продукции, возмож-ности производства других товаров, условиях поставки товаров и другие све-дения, интересующие оптовые базы.
С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяй-ственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаи-моотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредни-ков при экономической и организационной выгодности этих закупок. Основ-ной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является, как от-мечалось, договор поставки товаров. Порядок его заключения, исполнения, расторжения, а также его содержание рассмотрены в гл. 4. В системе хозяй-ственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться за-явки и заказы покупателей. При эпизодических поставках товаров или разо-вых закупках единовременных партий товаров закупки могут осуществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки.
Организация учета и контроля за оптовыми закупками — важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых заку-пок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполне-ния поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надле-жащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются слу-чаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевре-менного предъявления поставщиками претензий. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет иметь повседневные данные о ходе поступ-ления товаров по развернутому ассортименту.
Поэтому актуальной задачей коммерческой работы является механиза-ция и автоматизация учета поставок с помощью ЭВМ и другой современной компьютерной техники. Рабочие места коммерческих работников следует оснащать персональными компьютерами, создавая так называемые автомати-зированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие непрерывный ежеднев-ный контроль за ходом поставок товаров по каждой позиции ассортимента и каждому поставщику, устранение ручного труда коммерческих работников в сфере учета и контроля поставок. Успешному проведению закупочной рабо-ты способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроков заключения договоров, согласование и уточнение спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок.


1.2 Состояние и приоритетные направления развития оптовой тор-говли Республики Беларусь


До 1990 года система товародвижения в республике была относимо прозрачной и представляла собой мощную, стабильную единообразную в территориальном разрезе оптовую государственную и кооперативную тор-говлю, состоящую из 75 оптовых организаций. Через оптовое звено постав-лялось на рынок республики около 75 % одежды и обуви, сложнобытовых товаров и почти весь объем товаров бытовой химии, радиотоваров, школьно-письменных товаров.
Регионы республики были относительно одинаково обеспечены кон-кретным составом оптовых предприятий, деятельность которых была спе-циализирована и разграничена, а исходя из специфики планово-административной экономики - жестко регламентированы формы хозяйст-венных связей и направления товарных потоков.
На начальном этапе разгосударствления и приватизации, все сферы торговли, в том числе и оптовое звено, подверглись большим структурным и функциональным изменениям. Прежде всего, это было связано с ликвидаци-ей восьми республиканских оптовых контор «Белторгодежда», «Белобувь-торг», «Белгалантерея», «Белювелирторг», «Белкультторг», и «Белхозторг», «Белбакалея», «Белмясоторг», которые были монополистами по закупке и реализации товаров совей номенклатуры. Затем была сделана попытка ин-формационно объединить и сконцентрировать коммерческие предложения всех оптовых предприятий через создание Белорусского республиканского центра при Министерстве торговли Республики Беларусь. Для чего была ор-ганизована постоянно действующая оптовая ярмарка товаров народного по-коления; разработаны соответствующие программы АСУ: «Банк коммерче-ской информации», «Ярмарка».
Благодаря программе TACIS в республике стали создаваться новые рыночные структуры в сфере оптовой торговли магазины-склады типа кэш-энд-кэрри и Минский оптовый продовольственный рынок.
Происходящие преобразования явились, с одной стороны, отражением действия зарождающихся рыночных законов и механизмов, с другой стороны - зачастую стихийно протекающими процессами трансформации систем то-вародвижения и инфраструктуры оптовой торговли. Быстрый распад систе-мы централизованного оптового посредничества привел к демонополизации этой сферы, одновременно сочетавшейся с потерей уровня профессионализ-ма, договорной дисциплины и этической культуры посредничества.
В таблицах 1.1-1.2. и на рисунке 1.2 представлены данные, характери-зующие современное состояние оптовой торговли Республики Беларусь.

Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности организаций оптовой торговли Республики Беларусь за 2005-2010гг.
Показатель Год Темп рос-та,% или отклонение (+/-)2010г. от 2005г
2005 2008 2009 2010
Оптовый товарооборот, млрд. руб. 26351,7 65889,9 67087,1 85800,4 325,6
Торговые организации, ос-новным видом деятельности которых является оптовая торговля, ед. 9998,0 10729,0 11284,0 12354,0 123,6
Число складов, располо-женных в специальных по-мещениях, ед. 5724 8352 8947 9367 163,6
Число магазинов-складов, ед. 61 82 84 93 152,5
Число складов-холодильников, ед 112 183 174 214 191,1
Число овоще-, фрукто-хранилищ, ед 54 32 34 31 57,4
Число временно приспособ-ленных помещений, ед 598 1516 1565 1838 307,4
Примечание - Источник: [3, с.239]

За период, прошедший с 2005 года, в Республике Беларусь оптовый то-варооборот в действующих ценах возрос в 3,3 раза. Произошло значительное увеличение численности складов, особенно за счет роста численности вре-менно приспособленных помещений. Положительным является рост на 91% численности складов-холодильников, на 52% магазинов-складов.

Таблица 1.2 –Оптовый товарооборот организаций оптовой торговли Республики Бе-ларусь по формам собственности за 2005-2010гг.
Показатель Год Темп рос-та,% или отклонение (+/-)2010г. от 2005г
2005 2008 2009 2010
Миллиардов рублей
Оптовый товарооборот - всего 26351,7 65889,9 67087,1 85800,4 325,6
в том числе по формам собственно-сти
государственная 3355,6 5821,5 5051,4 6558,9 195,5
частная 19567,3 51491,4 55350,1 72628,3 371,2
иностранная 3428,8 8577 6685,6 6613,2 192,9
Процентов
Оптовый товарооборот - всего
в том числе по формам собствен-ности 100 100 100 100
государственная 12,7 8,8 7,5 7,6 -5,1
частная 74,3 78,2 82,5 84,7 10,4
иностранная 13,0 13 10 7,7 -5,3
Примечание - Источник: [3, с.239]

Рисунок 1.2 – Структура оптового товарооборота Республики Беларусь по формам собственности за 2005-2010 гг., %.
Примечание - Источник: [3, с.239]

В 2010 году в Республике Беларусь было 12354 организации (2009 год - 11284 единицы, 2008 год - 10729, 2007 год - 10715, 2006 год - 10091, 2005 год - 9998 единиц), основным видом деятельности которых является оптовая тор-говля (оптовые, оптово-посреднические, снабженческие, сбытовые, оптовые областные универсальные торговые базы и оптовые базы районных потреби-тельских обществ, магазины-склады).
Материально-техническая база оптовой торговли состояла в 2010 году из:
более 9,3 тыс. единиц складов, расположенных в специальных помеще-ниях площадью 2677,4 тыс.кв. метров (2005 год - 5,7 тыс. единиц площадью 2165,8 тыс.кв. метров), и 1,8 тыс. единиц во временно приспособленных по-мещениях площадью 106,2 тыс.кв. метров (2005 год - 598 единиц площадью 36,8 тыс.кв. метров);
31 хранилища для картофеля, овощей и фруктов с объемом единовре-менного хранения товаров 50,4 тыс. тонн (2005 год - 54 хранилища с объе-мом единовременного хранения товаров 86,9 тыс. тонн);
93 магазинов-складов со складской площадью 20,8 тыс.кв. метров (2005 год - 61 с площадью 21,7 тыс. кв. метров);
214 складов-холодильников с объемом единовременного хранения то-варов 210 тыс. тонн (2005 год - 112 с объемом единовременного хранения то-варов 61,0 тыс. кв. метров).
В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество складов, располо-женных в специальных помещениях, увеличилось на 467 единиц; складов, расположенных во временно приспособленных помещениях, - на 238 единиц; магазинов-складов - на 7 единиц; складов-холодильников - на 40 единиц, ко-личество хранилищ для картофеля, овощей и фруктов уменьшилось на 23 единицы.
Наибольшее число оптовых организаций расположено в г. Минске - порядка 7,3 тыс. организаций (59,2 процента от их общего числа), в Минской области - 1,2 тыс. организаций и наименьшее число их в Гродненской облас-ти - 0,58 тыс. организаций.
Объем оптового товарооборота по Республике Беларусь за 2010 год со-ставил 85,8 трлн. рублей (2005 г. - 26,4, 2009 год - 67,1 трлн. рублей). Индекс физического объема оптового товарооборота к уровню предыдущего года со-ставил в 2006 году - 129,1 процента, в 2007 году - 99,9 процента, в 2008 году - 114,1 процента, в 2009 году - 91,1 процента, в 2010 году - 104,4 процента. Основной удельный вес в обороте оптовой торговли в 2010 году занимал г. Минск (72,9 процента), среди областей - Минская (8,4 процента) и Витебская (5,4 процента) области ) [конц].
В 2010 году в разрезе форм собственности наибольший удельный вес в оптовом товарообороте занимала оптовая торговля частной формы собствен-ности (84,7 процента), удельный вес иностранной формы собственности - 7,7 процента, государственной формы собственности - 7,6 процента (2009 год - соответственно 82,5; 10,0; 7,6 процента) [конц].
Оптовой торговлей товарами потребительского назначения занимаются организации, подчиненные ряду государственных органов (министерства торговли, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, архитек-туры и строительства, здравоохранения, Управление делами Президента Рес-публики Беларусь, Белкоопсоюз, концерны "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белнефтехим", "Белгоспищепром" и др.), областным (Минскому городско-му) исполнительным комитетам, а также юридические лица без ведомствен-ной подчиненности.
Вместе с тем для сложившейся системы товародвижения, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли товарами потребительского назначения характерны недостатки и проблемы, решение которых может привести к значительному толчку в развитии оптовой торгов-ли, в том числе товарами отечественного производства, в том числе:
 регулирование ценообразования;
 сложности с организацией производства импортозамещающих товаров под торговыми марками торговых организаций на основе лицензи-онного производства потребительских товаров, что позволило бы загрузить производственные мощности, создать рабочие места, увеличить производст-во востребованных на потребительском рынке отечественных товаров;
 сложная бухгалтерская и финансовая отчетность;
 необходимость хранения больших запасов товаров сезонного производства, что приводит к замораживанию оборотных средств, и другие.
 невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних оптовых структур. Из уч-тенных 93% оптовых структур — это так называемые малые предприятия или юридические лица, не имеющие ведомственной принадлежности; более половины из них имеют численность работников пять человек или менее;
 79 % оптового оборота приходится на долю посредников, не яв-ляющихся организаторами оптового оборота, т.е. не осуществляющих пол-ный цикл закупочных и сбытовых операций. Причем деятельность большинства из них носит чисто спекулятивный характер;
 преобладающее количество оптовых баз перепрофилировано в оптово-розничные организации, осуществляющие продажу товаров смешан-ного ассортимента[ гур ];
 растаскивание функций оптовой торговли по многочисленным мелким и средним структурам привело к тому, что ранее существовавшая то-варопроводящая сеть оказалась раздробленной, что, в свою очередь, привело к нестабильному финансово-экономическому положению большинства опто-вых организаций;
 отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками товаров для розничных торговых организаций по сравнению с товаропроизводителями.
Концепцией развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2010-2015годы поставлены следующие задачи в области оптовой торговли:
 создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
 обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
 оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
 совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
 повышение эффективности работы оптовой торговли в товаро-снабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предприни-мателей.
Приоритетными направлениями развития торговли и общественного питания для достижения основной цели станут:
 формирование товарных ресурсов в соответствии с потребностью потребительского рынка республики, организация своевременных поставок производимых товаров по объему и ассортименту;
 проведение ежегодных республиканских оптовых ярмарок по закупке продовольственных и непродовольственных товаров отечественного производства в необходимых объемах и ассортименте;
 проведение маркетинговых исследований с целью изучения покупательских предпочтений и формирования заказов на производство потре-бительских товаров;
 взаимодействие производителей товаров с оптовыми и розничными организациями по вопросам ассортимента и качества товаров, улучше-ния условий поставки товаров, повышения эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничной сети;
 совершенствование складской инфраструктуры, внедрение сетевых принципов организации торговли и логистики, создание современных распределительных и оптово-логистических центров, развитие крупных тор-говых объектов и розничных сетей, расширение сети магазинов-складов [конц ].

. All Right Reserve.