2.2 Риски государственного регулирования в Республике Беларусь
 
Государственное регулирование – один из важнейших факторов, определяющих характеристики среды деятельности предприятий. Предприятия планируют свою деятельность с учетом направлений и методов осуществления регулирования, которые определяются особенностями существующей экономической системы. В практике управления рыночной экономикой применяются, в основном, экономические методы государственного регулирования с приоритетом денежной политики и относительно развитыми механизмами саморегулирования.
В экономиках переходного типа государственное вмешательство в хозяйственный механизм обычно глубже. Регулирование, в основном, осуществляется административными методами, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. К административным мерам можно отнести регулирование цен, государственное планирование и перераспределение, организацию государственного контроля и системы информации.
В ряде случаев административные и экономические методы настолько тесно взаимосвязаны, что между ними трудно провести грань. Например, система государственного планирования и прогнозирования может реализовываться директивными (административными) или индикативными (экономическими) методами. Однако, как в одном, так и во втором случае присутствует экономическое воздействие на интересы хозяйственных субъектов.
Особое значение государственное регулирования имеет для динамично развивающихся переходных экономик. Это объясняется тем, что, экономики переходного типа, как правило, характеризуются высокой степенью неопределенности вследствие специфики и недостаточно высокой эффективности действующих институтов. Несовершенство института государственного регулирование в переходной экономике, а также процесс его совершенствования является источником рисков, последствиями которых могут быть как потери, так и дополнительные доходы для предприятий.
Конкретный состав институциональных рисков предприятия определяется спецификой социально-экономической модели развития народного хозяйства. Риски государственного регулирования в Республике Беларусь вызываются как экономическими, так и административными методами регулирования. К экономическим методам государственного регулирования относятся денежно-кредитное и валютное регулирование, регулирование налогообложения, установление правил учета, таможенное регулирование. К административным – регулирование цен, административное планирование показателей деятельности предприятий, административное перераспределение средств предприятий. Определение влияния институциональных рисков основано на выявлении особенностей каждого метода и их взаимосвязи в существующей системе хозяйствования.
Риски денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Национальным банком Республики Беларусь, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, с целью обеспечения условий для экономического развития страны, повышения конкурентоспособности продукции, снижения уровня инфляции. Реализация денежно-кредитного регулирования происходит в монетарном секторе, через который проходят потоки денежных средств для обеспечения функционирования остальных секторов экономики, и прежде всего реального, производящего и потребляющего товары и услуги. Регулирование осуществляется на основе прогностических расчетов индекса потребительских цен, денежного предложения, процентной ставки по срочным рублевым депозитам.
На деятельности предприятия определенным образом сказываются все мероприятия, составляющие денежно-кредитное регулирование, но, в основном, косвенным образом, через регулирование макроэкономических условий осуществления деятельности. Непосредственное значение для деятельности предприятия имеет такой инструмент, как ставка рефинансирования, уровень которой определяет стоимость кредитных ресурсов, полученных предприятиями, и доходность финансовых вложений.
К рискам денежно-кредитного регулирования относится возможность изменения финансового результата деятельности предприятия в связи с изменением ставки рефинансирования.
Риски валютного регулирования
Составной частью денежно-кредитной политики является валютное регулирование, заключающееся в установлении порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Одним из важных инструментов валютного регулирования является выбор оптимального режима обменного курса, определение его экономически обоснованного уровня, разработку и реализацию механизмов, определяющих поддержание курса на необходимом уровне и сглаживание его колебаний в краткосрочном периоде.
С возможностью возникновения убытков или дополнительных доходов из-за изменения курса иностранных валют по отношению к национальной валюте приходится сталкиваться предприятиям, ведущим внешнеторговую деятельность. При изменении курсов валют наибольшие отклонения финансовых результатов возникают у предприятий, имеющих значительную разницу между объемами импортируемого сырья, машин и оборудования и объемами валютной выручки. Кроме того, при наличии у предприятия дебиторской или кредиторской задолженности в иностранной валюте, изменение валютных курсов приводит к появлению курсовых разниц – дополнительных внереализационных расходов (доходов).
К рискам валютного регулирования относится возможность изменения финансового результата деятельности предприятия из-за изменения стоимости в национальной валюте импортируемых материалов и оборудования, размера экспортной выручки и курсовых разниц в связи с изменением валютных курсов. Так как курсы различным валют изменяются по-разному, риски валютного регулирования предприятий определяются не только соотношением импортных и экспортных операций, но также и видами валют, в которых заключались контракты.
Риски налогового регулирования
Качество налогового регулирования определяется уровнем налоговой нагрузки, а также объемом и сложностью расчетов. Почти во всех случаях налоговая система, требующая усложненных административных процедур или сложного декларирования, не приводит к положительным результатам. Опыт различных стран показывает, что в стране с переходной или развивающейся экономикой она должна быть простой и легко управляемой. Существуют практически ориентированные критерии, позволяющие охарактеризовать налоговую систему государства с точки зрения ее эффективности и справедливости. К таким критериям относят:
- относительное равенство налоговых обязательств;
- экономическую нейтральность;
- организационную простоту;
- гибкость налогообложения;
- прозрачность налоговой системы.
Несоблюдение этих принципов неизбежно приводит к появлению «лазеек» в налоговом законодательстве. Налогоплательщики могут предпочесть уклоняться от уплаты налогов, что потребует дополнительных ресурсов для проведения государством контрольных мероприятий.
К рискам налогового регулирования относится возможность изменения финансового результата, вызванная изменением правил налогообложения (ставок налогов или правил определения налогооблагаемой базы), а также наложением штрафных санкций. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве приводят к необходимости незапланированных затрат на получение консультаций по вопросам налогообложения, а также на осуществление дополнительного контроля (как внутреннего, так и внешнего, проводимого аудиторами).
Риски установления правил учета
Налоговое регулирование тесно связано с установлением правил учета, так как именно они определяют размер облагаемой базы для некоторых налогов, например, налога на прибыль. Также, существующая система учета влияет на определение конечного финансового результата деятельности предприятия.
Таким образом, к рискам установления правил учета относится возможность изменения финансового результата из-за изменения правил его определения. Возможность изменения финансового результата деятельности предприятия из-за изменения правил определения налоговой базы мы относим к рассмотренным выше рискам налогового регулирования.
Риски таможенного регулирования
Таможенное регулирование представляет собой установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу, использования товаров, ввезенных на таможенную территорию либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. С помощью таможенного регулирования можно изменять степень открытости внутреннего рынка. Основным инструментом реализации таможенной политики выступает установление и применение тарифных и нетарифных методов государственного таможенного регулирования. К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (таможенный тариф), так и налоги, сборы и другие платежи, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли.
К рискам таможенного регулирования относится возможность изменения финансового результата деятельности предприятия, связанная с исполнением таможенных процедур и уплатой пошлин (наложение штрафов за неправильное и несвоевременное оформление контрактов, изменение таможенных тарифов, введение нормативных актов и разъяснений к ним, имеющим обратную силу). Данные риски аналогичны рискам налогообложения и рассматриваются нами с этой точки зрения.
Риски регулирования цен
Государственное ценообразование – это установление цены товара уполномоченным государственным органом в соответствии с проводимой государственной политикой цен, состоянием государственного бюджета, экспортными и импортными возможностями страны. Государство устанавливает цены на продукцию, законодательно отнесенную к разряду регулируемой государством. К государственному ценовому регулированию, кроме прямого установления цен, относится утверждение предельных нормативов рентабельности производства отдельных видов продукции, а также практика установления минимального или максимального уровня цен на отдельные группы продукции.
Следует отметить, что даже в развитых странах цены используются как инструмент управления и регулирования. Регулируя цены на товары, работы, услуги, государство оказывает воздействие на стоимостные пропорции, влияет на процессы потребления, регулирует рентабельность субъектов хозяйствования и отраслей. В первую очередь это касается продукции естественных монополий. Однако в случае необходимости органы государственной власти способны вводить ограничения путем установления предельно-допустимого верхнего уровня цен и на другие товары (услуги).
Ограничение роста цен на продукцию, реализуемую внутри страны, оказывает отрицательное воздействие на экономику предприятия в случае, если входные цены (на сырье, материалы, энергоресурсы) не регулируются государством или их стоимость растет в большей степени, чем цена на готовую продукцию.
Риски регулирования цен - возможность отклонения фактических результатов деятельности от запланированных из-за изменения правил ценообразования (введение регулируемого ценообразования на продукцию, ранее реализуемую по свободным ценам) или из-за несоответствия роста регулируемых цен росту затрат.
Риски административного планирования показателей деятельности предприятия
Специфическими источниками рисков предприятий в Беларуси являются особенности административного регулирования путем установления прогнозных показателей. В Республике Беларусь на макроуровне планируются следующие показатели:
- валовой внутренние продукт;
- продукция промышленности;
- продукция сельского хозяйства;
- инвестиции в основной капитал;
- производство потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);
- объем внешней торговли товарами и услугами (экспорта и импорта);
- реальные денежные доходы населения;
- розничный товарооборот;
- платные услуги населению;
- рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности (в процентах);
- энергоемкость валового внутреннего продукта (снижение в процентах);
- ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (млн. кв. м).
На микроуровне количество доводимых до субъектов хозяйствования прогнозных показателей варьируется в зависимости от специфики их деятельности. Предприятиям промышленности доводятся показатели объема выпуска, инвестиций в основной капитал, рентабельности реализации продукции. Кроме того, дополнительные показатели устанавливаются для предприятий - участников внешнеторговой деятельности. Последствием невыполнения всех или части показателей может явиться потеря должностей руководством предприятия, однако, стремление их выполнить может приводить к значительному уменьшению эффективности деятельности.
К рискам административного планирования показателей деятельности предприятия относится возможность отклонения результатов деятельности предприятия из-за исполнения прогнозных показателей в размерах, не учитывающих реальные возможности предприятия. Значимые риски вызывают планирование объема производства продукции в размере, превышающем возможности предприятия по ее реализации, а также неоформленное нормативно, требование увеличения заработной платы работникам предприятий до некоторой определенной величины без учета роста производительности труда.
Отметим, что директивная экономика в ее классическом варианте минимизирует неопределенность внешних для предприятия факторов и предполагает наделение предприятий соответствующими сырьевыми, материальными и финансовыми ресурсами, а также обеспечение рынков сбыта. В Беларуси на данный момент отсутствует подобная основа для доведения директивных показателей (нет централизованного распределения ресурсов, целевого безвозмездного финансирования, отсутствует влияние государства на цены импортируемого сырья и материалов, увязки ограничения цен с динамикой цен на энергоресурсы).
Риски административного перераспределения средств предприятия
В ряде случаев государство прибегает к прямому административному перераспределению ресурсов. По мнению Л.И. Якобсона, в роли непосредственных объектов перераспределения могут выступать, во-первых, доходы, во-вторых, физический и денежный капитал как фактор производства и, в-третьих, экономические возможности. Перераспределение доходов и капитала не требует особых комментариев. Что же касается перераспределения экономических возможностей, то оно имеет место, когда государство изменяет «правила игры» в экономике.
Средства для содержания объектов социальной сферы (столовых, спортивных клубов, общежитий, домов культуры и т.д.), а также устойчиво убыточных предприятий (сельскохозяйственных организаций) изыскиваются путем административного слияния с производственными предприятиями или же проведения различных мероприятий (например, субботников) с целью сбора средств. В то же время, для предприятий, получающих перераспределяемые средства, этот механизм является источником дополнительных доходов.
Рисками административного перераспределения средств предприятия является возможность изменения результатов деятельности из-за изменения размера перераспределяемых средств по сравнению с предыдущим периодом или появления новых направлений расходования (отвлечения) средств предприятия. Общим для всех методов государственного регулирования является необходимость организации информационных потоков и наличия обратной связи, необходимых для взаимодействия государства и предприятий. От степени информированности и способности использовать имеющуюся информацию зависит эффективность принятия решений. Чтобы управление достигало намеченных целей, требуется наличие канала обратной связи, посредством которого предприятия имеют возможность передавать информацию о своей оценке существующих правил и необходимости их корректировки. В качестве одного из способов обратной связи выделяют обращение по инстанциям и судебные иски. Другим способом обратной связи является реакция предприятий на используемые методы государственного регулирования (например, снижение показателей финансово-хозяйственной деятельности), косвенно информирующая их создателей о возникающих проблемах. Следует отметить, что исполнение функций обратной связи в значительной степени зависит от заинтересованности государства в получении достоверной информации о фактическом положении дел: наличие обратной связи не компенсирует действие методов регулирования, изначально допускающих возможность искажения информации.
Кроме того, существенные потери могут вызываться действующей системой контроля за исполнением норм. Контроль обеспечивает проверку правильности понимания и добросовестности исполнения доводимых норм и правил. Его значение усиливается в случае невыгодности исполнения установленных правил для предприятий. Осуществляемый государством контроль реализуется через контролирующие организации, систему показателей и критериев (санкций, льгот и др.), зафиксированных в правовых актах различного уровня.
Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.