ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ПОНЯТИЙ И ФОРМЫ НЕЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Республике Беларусь большими темпами развивается предпринимательская деятельность, а соответственно с развитием предпринимательской деятельности возрастает и экономическая преступность.
Актуальность темы работы состоит в том, что в социальном отношении развитие предпринимательской деятельности является важной составной частью осуществления перехода к цивилизованным рыночным отношениям, становления в стране гражданского общества, развития демократии, надежного обеспечения социально-экономических, политических и других прав и свобод человека и гражданина.
С развитием предпринимательской деятельности появляется слой людей, которые ориентированы на самостоятельную, инициативную деятельность, направленную на получение прибыли, способных рисковать и нести ответственность за результаты и последствия своих действий. Данный слой предпринимателей в развитых странах является основной опорой рыночной экономики, которая в Беларуси находится на стадии формирования и развития.
В результате вышесказанного, с одной стороны, предпринимательская деятельность создает определенную, очень важную для современного общества группу социальных отношений, которая оказывает реформирующее влияние на весь общественный механизм. С другой стороны, появляется огромное количество предпринимателей, наполняющих жизнь общества разумной и самостоятельной инициативой и риском, ответственностью за свою работу и ее результаты.
Социальную роль предпринимательства рассматривали исследователи различных исторических эпох и стран.

При этом всегда выяснялось, что ключевым моментом в определении этой роли оставалось понятие "предпринимательская деятельность". До настоящего времени в научной литературе можно найти и прочесть огромное количество понятий и определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, психологической, управленческой и других точек зрения.
Однако современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательской деятельности. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, не регулирующих анализируемые отношения наряду с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные).
На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В результате наша экономика развивается с более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства, что негативно сказывается на развитии общества в целом.
В современное время в Республике Беларусь с развитием предпринимательской деятельности увеличилось число случаев незаконной предпринимательской деятельности, что является одним из серьезнейших факторов угрозы экономической безопасности страны. Экономика «черного» рынка обусловливает сокращение налоговой базы, она же оказывает пагубное воздействие и на легальную экономику. Граждане и различные организации, которые отдают предпочтение незаконным формам предпринимательской деятельности, скорее всего, имеют весьма существенные преимущества перед законопослушными предпринимателями. Это обусловлено тем, что такие структуры, с одной стороны не обременены никакими ограничениями в своей деятельности, а с другой балансируют между легальным и нелегальным предпринимательством. Увеличение до неконтролируемых размеров числа незаконных предпринимателей, скорее всего, приведёт к нарушению естественного действия рыночных сил. Это также сказывается и на безопасности потребителей, которые нередко, а в настоящее время всё больше и чаще, подвергаются значительному риску, приобретая у соответствующих предпринимательских структур товары или пользуясь оказываемыми ими услугами.
Объектом исследования в моей курсовой работе являются общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является действующее белорусское законодательство, обеспечивающее правовое регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией лицами своего права на законное занятие предпринимательской деятельностью.
Цель курсовой работы - закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, необходимо раскрыть основные понятия касающиеся незаконной предпринимательской деятельности, ответственности за такую деятельность.
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи: - дать понятие и определить содержание предпринимательской деятельности;
- рассмотреть понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности;
- дать понятие и раскрыть основные признаки незаконной предпринимательской деятельности;
- рассмотреть виды незаконной предпринимательской деятельности;
-рассмотреть виды юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания (материалистическая диалектика), включающие принципы объективности, системности, индукции, дедукции. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, лингвистический, логический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.
При написании курсовой работы анализировались нормативные правовые акты Республики Беларусь, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Также проанализированы научные труды О.А. Бакиновской, С.С. Вабищевич, П.А. Гладкого, С.Э. Жилинского, И.А. Маньковского, В.А. Радцевич, И.В. Яковцовой и других ученых.
 


 

1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде всего для того чтобы раскрыть тему своей курсовой работы, необходимо в первую очередь дать понятие предпринимательской деятельности.
Появление понятия «предпринимательство» связывают с именем английского банкира и экономиста Р.Кантильона, который ещё в 18 веке разработал одну из первых концепций предпринимательства и определил его как экономическую деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Он одним из первых указал на такой признак предпринимательства как постоянно сопутствующий риск непостоянных доходов.
Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь это - деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Важным моментом для определения юридической сущности предпринимательской деятельности является норма ст. 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической и может осуществляться только в ее рамках [1]. Из данной нормы следует вывод о том, что деятельность, не являющаяся предпринимательской, относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности. После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решить вопрос о возможности или невозможности ее квалификации в качестве предпринимательской. Для этого необходимо рассмотреть ее признаки, совокупность которых необходима для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской.
Признаками предпринимательской деятельности являются:
- участие лица в гражданском обороте;
- самостоятельный характер деятельности;
- лицо действует от своего имени;
- предпринимательский риск;
-самостоятельная имущественная ответственность;
-цель деятельности - систематическое получение прибыли - конечная цель осуществления предпринимательской деятельности, что не является обязательным результатом;
- способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли) [12, с. 10].
Вместе с тем, существуют виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Это и ремесленная деятельность, и деятельность в сфере агроэкотуризма, разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках. Не относится к предпринимательской и деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
Предпринимательская деятельность может осуществляться:
1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;
2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю [13, с.101].
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли. Она основывается на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:
1. без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);
2. с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в рамках предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь правовых форм коммерческих организаций).
Субъектами предпринимательства являются лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность – это как физические лица, так и организации со статусом юридического лица.
Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Право заниматься предпринимательской деятельностью может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста [12, с. 30].
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на белорусской территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами [12, с. 30].
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь [4].
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [4].
В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, для того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью физическое лицо должно пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Следует обратить особое внимание на ограничения содержащиеся в законодательстве Республики Беларусь в занятии предпринимательской деятельностью отдельных категорий граждан [14, с. 23].
Так, например, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащими которого они являются, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Подведя вышесказанное, можно отметить, что индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь может осуществлять любой дееспособный гражданин, обладающий определёнными навыками, знаниями и квалификацией и которому не запрещено заниматься предпринимательством в силу его служебного положения. [11, с. 241].
Также предпринимательскую деятельность можно осуществлять посредством образования юридического лица в рамках организационно-правовых форм коммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Кроме того, юридическим лицам на отдельные виды деятельности, определяемые законом, необходимо получение специального разрешения - лицензии [5, с. 38]. Для обеспечения экономических и публичных интересов государство в определённых сферах деятельности устанавливает особый контроль. Лицензирование является одним из способов такого контроля, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности.[12, с. 24] Лицензирование-это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия. Лицензия - это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю или лицензиату. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с нормами права. В том случае, когда лицензируемый вид деятельности содержит составляющие его работы и услуги, лицензия выдается на один или несколько видов работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Осуществление не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является незаконным. Лицензиат вправе в установленном порядке осуществлять лицензируемую деятельность со дня получения лицензии в течение указанного в ней срока. Деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на ее осуществление другому юридическому или физическому лицу.


 

2. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для незаконной предпринимательской деятельности характерны следующие признаки:
- участие лица в гражданском обороте;
- самостоятельный характер деятельности; лицо действует от своего имени;
- предпринимательский риск;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- цель деятельности - систематическое получение прибыли - конечная цель осуществления предпринимательской деятельности, что не является обязательным результатом;
- способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли) [12, с. 10].
Незаконной ее делает отсутствие формальных признаков - надлежащей регистрации и соблюдения порядка лицензирования.
Незаконность предпринимательской деятельности - это осуществление деятельности, обладающей всеми признаками предпринимательской, за исключением формального признака, относящегося к, установленному законом или иным нормативным актом, порядку осуществления такой деятельности, а также за исключением тех видов незаконной предпринимательской деятельности (в узком значении этого понятия), за занятие которыми установлена юридическая ответственность [16, с.28].
Незаконное предпринимательство, представляет собой противоправное систематическое совершение однородных действий в той или иной сфере производства, торговли, оказания услуг или иных видов деятельности, направленных на извлечение прибыли.
Незаконное предпринимательство следует ограничивать от единичного акта продажи одного или даже нескольких предметов, поскольку в данном случае отсутствует систематичность, направленная на получение прибыли.
В законодательстве Республики Беларусь не приводится определения незаконной деятельности, отсутствует и отдельный перечень видов деятельности, осуществление которых является незаконным, в связи с чем для уяснения понятия и форм осуществления незаконной предпринимательской деятельности необходимо обратиться к диспозиции самих статей кодексов, предусматривающих за ее осуществление ответственность или устанавливающих запрет на ее осуществление. В административном и уголовном законе данная правовая норма является смешанной.
В соответствии со ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь незаконное предпринимательство может выражаться в трёх самостоятельных формах:
1) В осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации – означает, что субъект, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, не прошёл предусмотренную законодательством государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица.
2) В осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно.
С точки зрения осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, как вида незаконного предпринимательства целесообразно иметь в виду следующие возможные ситуации:
- осуществление предпринимательской деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения уведомления лицензирующего органа о принятии решения о лицензировании;
- осуществление предпринимательской деятельности во время оформления в установленном порядке лицензии;
- осуществление предпринимательской деятельности при наличии лицензии, но не того вида, который указан в разрешении;
- продолжение предпринимательской деятельности после получения уведомления лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, осуществление предпринимательской деятельности по истечении срока действия лицензии, в случае приостановления её действия либо аннулирования.
Лицензирующими органами признаются республиканские органы государственного управления и иные государственные органы, подчинённые Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы уполномоченный в соответствии с Декретом № 17 осуществлять лицензирование.
При занятии предпринимательской деятельностью без лицензии учитывается только тот доход, который получен от деятельности, подлежащей лицензированию.
3) В осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условии лицензирования.
В том случае, когда имеется официальный ответ из государственного органа, что конкретная деятельность не требует лицензии, а потом поступило опровержение, согласно которому лицензия для занятия подобной деятельностью необходима, надо приостановить (прекратить) деятельность до получения лицензии. Даже если отказ в государственной регистрации либо в продлении (изменении) лицензии является незаконным, то лицо всё равно обязано прекратить занятие предпринимательской деятельностью, а незаконное решение можно обжаловать в установленным законом порядке.
Соединение деяния с извлечением дохода в крупном размере образует в рамках ч. 1 ст. 233 УК Республики Беларусь формальный состав преступления, а причинение деянием крупного ущерба - материальный состав.
Согласно примечанию к ст. 233 УК Республики Беларусь под доходом от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
Доход как сумма общих преступлений от реализованной продукции (товаров, услуг) определяется путём умножения общего количества единиц реализованной продукции (товаров, услуг) на цену единица продукции (товаров, услуг). При совершении товарообменных операций (бартерных сделок) в качестве дохода выступает продукция, полученная лицом от другой стороны сделки в обмен на продукцию, переданную этим лицом. В этом случае доход, полученный лицом в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
Сложности в следственно-судебной практике возникли в связи с тем, что понимать под доходом. Широкое понимание дохода в качестве всей суммы выручки от реализации товаров, работ или услуг первоначально было отвергнуто в судебной практике. Однако преступники стали уходить от уголовной ответственности, ссылаясь на ничем не подтвержденные расходы, резко снижавшие оставшиеся денежные средства, признаваемые доходом.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.
Субъектами преступления, предусмотренного ст.233 УК Республики Беларусь, могут являться граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица юридического лица независимо от формы собственности [10].
Действия лиц, которые сами не занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, однако умышленно оказывают виновному содействие в ее осуществлении, следует квалифицировать как соучастие в незаконной предпринимательской деятельности по соответствующим частям ст.16 и ст.233 УК [10].
Субъективная сторона незаконной предпринимательской деятельности, предусмотренной ст. 233 Республики Беларусь предполагает наличие умышленной вины в виде прямого умысла:
1) виновный осознает общественную опасность осуществления предпринимательской деятельности без регистрации, либо осуществления этой деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, сопряженных с извлечением дохода в крупном размере, и желает совершить указанные действия;
2) виновный осознает общественную опасность перечисленных выше действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий с получением дохода в особо крупном размере [10].
Цели и мотивы осуществления незаконной предпринимательской деятельности не являются обязательными признаками субъективной стороны преступления, но они могут учитываться судом при назначении наказания.
Квалифицированный состав незаконной предпринимательской деятельности предусмотрен ч. 2 - 3 ст. 233 УК Республики Беларусь. Квалифицирующими признаками являются:
1) совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 233 УК Республики Беларусь, совершенные ранее судимым лицом за преступление, предусмотренное ст. 233 УК Республики Беларусь, а равно незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере;
2) совершение действий, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 233 УК Республики Беларусь, организованной группой.
Осуществление незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере, - еще один квалифицирующий признак. Понятие «доход в особо крупном размере» определено в законодательстве. Доход от незаконной предпринимательской деятельности признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере – в две тысячи пятьсот и более раз превышает размер такой базовой величины.
Осуществление незаконной предпринимательской деятельности лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство, - второй квалифицирующий признак. Ранее судимым за незаконную предпринимательскую деятельность следует считать лицо, имеющее не снятую и не погашенную в установленном порядке судимость за такое же преступление. При совершении преступления в соучастии суды учитывают, что такой квалифицирующий признак, как наличие судимости за незаконную предпринимательскую деятельность, принимается во внимание при квалификации действий только тех соучастников, к которым этот признак относится непосредственно [10]. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности организованной группой характеризуется умышленным совместным участием двух или более лиц в совершении указанного преступления. При этом все участники данной группы должны осознавать, что осуществляемая ими предпринимательская деятельность является незаконной, то есть без соблюдения соответствующих правил и условий, определенных действующим законодательством, более того, они желают осуществлять ее. Незаконная предпринимательская деятельность, совершенная организованной группой квалифицируется по ч. 3 ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Согласно ст. 18 Уголовного кодекса Республики Беларусь преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
Организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали [3].
В диспозиции ст. 12.7 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях определены шесть форм осуществления незаконной предпринимательской деятельности:
1) Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно. Такое деяние признаётся незаконной предпринимательской деятельностью при наличии в совокупности следующих признаков: лицо не должно иметь статуса индивидуального предпринимателя; деятельность лица должна быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных данным лицом для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам, то есть действия лица должны свидетельствовать о том, что им не впервые осуществляется такая деятельность или имеет место не разовое (два и более раза) получение прибыли от занятия ею.
2) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях). Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2012 г. № 71 "О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами) [7].
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), - имеет место в тех случаях, когда субъекты хозяйствования уже имеют специальные разрешения (лицензии), но не соблюдают правила и условия осуществления данных видов деятельности. Как правило, особые условия осуществления того или иного вида деятельности оговариваются в приложении к самому специальному разрешению (лицензии). В данной ситуации субъектом правонарушителем могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица.
3) Занятие запрещенным видом деятельности. Только в том случае предпринимательская деятельность может рассматриваться, как незаконная, когда в законодательном акте, прямо указывается, что такая деятельность запрещена. Примером запрещённой предпринимательской деятельности можно привести деятельность индивидуальных предпринимателей с привлечением к её осуществлению неблизких родственников [6]. Запрет на осуществление такой деятельности установлен п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности". Ещё одним примером запрещённой деятельности можно привести ввоз в республику, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками, торговля ими без нанесенных акцизных марок запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами [9].
4) Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь. Такой запрет, как правило, устанавливается для лиц, которые обладают специальным статусом, это такие как работники правоохранительных органов, прокуратуры, государственные служащие и другие.
5) Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии). Деятельность в сфере игорного бизнеса, подлежит обязательному лицензированию, в связи с этим субъектами правонарушения в данной сфере могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица.
6) Действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии) [3]. Деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей - любые действия, в том числе однократные, обеспечивающие выезд граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (далее - граждане), на работу за границу, включающие оказание этим гражданам услуг по содействию в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, получении разрешения на работу в иностранном государстве и заключении трудового договора с иностранным нанимателем.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь осуществляет выдачу лицензий на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей. Лицензии выдаются сроком на 10 лет.
Немаловажным условием для признания деятельности как незаконной предпринимательской в административном законодательстве является и то, что размер полученного дохода от занятия такой деятельностью для установления противоправности и виновности, в отличие от уголовного законодательства, значения не имеет.
Незаконную предпринимательскую деятельность следует отличать от лжепредпринимательства. Согласно ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь лжепредпринимательство выражается в создании законной, по форме, но фиктивной по содержанию деятельности коммерческой организации. Такой хозяйствующий субъект, как правило практически не существует. Цель создания такого субъекта – это получение льгот и преимуществ, предоставляемых коммерческим организациям для стимулирования их деятельности (право на получение льготного кредита и другие), извлечение другой имущественной выгоды или для обеспечения прикрытия занятием запрещённой деятельностью.


 

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Действующее законодательство предусматривает три вида ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность: административную, уголовную и гражданско-правовую. В административном и уголовном законе данная правовая норма является смешанной.
Одним из видов юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность выступает гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение правовых норм, регулирующих имущественные отношения, а также за причинение внедоговорного вреда имуществу или личности. Данный вид ответственности обычно выражается в: восстановлении нарушенного права; предоставлении компенсации (чаще всего денежной).
Указанные меры могут применяться как выборочно, так и совокупности [15, с. 335].
Гражданские правоотношения – это отношения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Ответственность по гражданскому праву – это ответственность правонарушителя перед потерпевшим.
Указанное обстоятельство определяет пределы гражданско-правовой ответственности. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки. Поэтому одна из особенностей гражданско-правовой ответственности - соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков.
Ответственность в гражданском праве имеет и особенности, которые определяются предметом и методом гражданско-правового регулирования общественных отношений, а также теми функциями, которые выполняет гражданское право в общей системе права.
Одной из особенностей гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер. Ответственность по гражданскому праву выполняет функцию экономического (имущественного) воздействия на правонарушителя, являясь одним из методов экономического регулирования общественных отношений.
Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.
К гражданско-правовой ответственности можно отнести имущественную ответственность за занятие незаконной предпринимательской деятельностью, которая установлена Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1, согласно п. 25 которого деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда [8].
Под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.
В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, либо государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Также видами юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность является административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности (административного проступка). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений. Привлечение к административной ответственности осуществляется с соблюдением процессуальной формы. Документом, на основании которого происходит привлечение к данному виду ответственности, является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченными должностными лицами и подписывается правонарушителем.
Уголовная ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь [15, с. 335].
Немаловажным условием для признания деятельности как незаконной предпринимательской в административном законодательстве является то, что размер полученного дохода от занятия такой деятельностью для установления противоправности и виновности, в отличие от уголовного законодательства, значения не имеет. Кроме того, ответственность за данное правонарушение наступает также независимо от вида совершенного деяния - оконченного правонарушения или покушения на административное правонарушение. Таким образом, для привлечения к административной ответственности достаточно установить в деяниях лица только признаки незаконной предпринимательской деятельности. Конечный результат такой деятельности, получен доход или нет, значения не имеют. Здесь важно, чтобы действия физического лица были направлены на получение дохода, т.е. целью занятия деятельностью должно быть получение экономической выгоды в денежной или натуральной форме.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.
Данная норма предусматривает, что ответственности подлежат только субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели), когда деятельность осуществляется без получения специального разрешения (лицензии), когда это установлено законодательством.
Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
Данная деятельность может рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность только в том случае, если в законодательном акте прямо указано, что такая деятельность запрещена.
Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ответственность за данное административное правонарушение наступает при одновременном нарушении двух условий. Во-первых, как и в предыдущем случае, в законодательных актах должно иметься прямое указание на запрет на занятие такой деятельностью для данного лица. Как правило, такой запрет установлен для лиц, обладающих специальным статусом, а это государственные служащие, работники правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д. Во-вторых, в осуществляемой ими деятельности должны иметься признаки предпринимательской деятельности, определенные статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. При отсутствии хотя бы одного из условий лицо ответственности не подлежит. Так, в соответствии с законодательством преподавательская и научная деятельность не считается предпринимательской, за исключением репетиторства, поэтому ею могут заниматься и лица, для которых установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности.
Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) - предусматривает в качестве субъекта правонарушения индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, так как субъектом разрешительной (лицензионной) системы могут выступать только данные лица, и влечёт наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре.
Введение отдельной ответственности за осуществление безлицензионной деятельности в сфере игорного бизнеса с одновременным ужесточением санкции обусловлено, во-первых, широким распространением данного вида деятельности, во-вторых, наличием постоянных нарушений законодательства при его осуществлении, в-третьих, необходимостью контроля за легализацией денежных средств, полученных незаконным путем (в соответствии с налоговым законодательством выигрыши в азартных играх не облагаются подоходным налогом), и, в-четвертых, необходимостью пресечения фактов проведения незаконных игр и мошенничества в связи с высокой прибыльностью данного вида деятельности.
Действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии) также отнесены законодателем к незаконной предпринимательской деятельности. Данные действия согласно части 5 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях , если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - от пятисот до тысячи базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
- осуществление лицензируемой деятельности на основании не зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции договора с иностранным нанимателем, а в случае, предусмотренном в абзаце четвертом подпункта 273.2 пункта 273 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности;
- с иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией;
- получение любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным нанимателем или по его поручению с лицензиатом, за исключением платы за услуги, предоставленные гражданину в соответствии с договором о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, заключенным в письменной форме между лицензиатом и гражданином;
- введение в заблуждение лицензиатом граждан - потребителей оказываемых услуг, в том числе предоставление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
- создание условий, в результате которых возникла угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью;
- направление лицензиатом граждан на работу за границей без заключения трудового договора с иностранным нанимателем.
Введение отдельной ответственности за осуществление безлицензионной деятельности в сфере трудоустройства граждан за границей и ужесточением санкции обусловлено, во-первых, риском для гражданина попасть за границей в рабство, во-вторых, наличием постоянных нарушений законодательства при его осуществлении, в-третьих, необходимостью контроля за миграцией граждан, и, в-четвертых, необходимостью пресечения фактов мошенничества и торговлей людьми.
Уголовная и административная ответственность соответственно установлена за незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно. Отграничение административного правонарушения, выразившегося в незаконной предпринимательской деятельности, от аналогичного преступления зависит от размера полученного в результате такой деятельности дохода.
Согласно ст. 233 УК незаконная предпринимательская деятельность признается преступлением, если она:
- сопряженная с получением дохода в крупном размере (1000 и более базовых величин) - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет;
- совершенная лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное данной статьей, а равно незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере (2500 и более базовых величин на день совершения преступления) - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- осуществляется организованной группой - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Таким образом, для решения вопроса о привлечении лица к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и квалификации его действий необходимо исчислить доход, полученный в результате такой деятельности. Если доход от незаконной предпринимательской деятельности не является крупным, лицо подлежит административной ответственности по части первой ст. 12.7 КоАП. Также важно отметить, что осуществление незаконной предпринимательской деятельности кроме уголовно-правовых санкций и основного административного взыскания в виде штрафа влечет и материальные последствия в виде обращения в доход государства полученного дохода. Однако применение действующего определения дохода как выручки без учета затрат приводит к конфискации не только самой прибыли, но и эквивалента расходов, фактически произведенных для ее получения, - стоимости сырья, электроэнергии, арендной платы, заработной платы работников, налогов, сборов (пошлин) и др. И если имущественную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации несет сам преступник (нарушитель), то в случае осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), с нарушением правил и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, незаконной и (или) запрещенной предпринимательской деятельности наказываются материально (через применение статьи 12.7 КоАП и конфискации дохода) фактически собственник субъекта хозяйствования и его трудовой коллектив.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая норма установлена Гражданским Кодексом Республики Беларусь.
Но иногда желание быстрой и не очень затратной наживы либо дополнительного заработка толкает физических лиц на осуществление деятельности, которая расценивается со стороны государства как незаконная предпринимательская деятельность.
Незаконная предпринимательская деятельность, только на первый взгляд, представляет более выгодные условия ведения бизнеса. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству.
В своей курсовой работе я попыталась раскрыть тему «Незаконная предпринимательская деятельность». Поставленные задачи были решены:
- дано понятие предпринимательской деятельности;
- рассмотрено понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности;
- раскрыто понятие незаконной предпринимательской деятельности, определены признаки незаконной предпринимательской деятельности;
- рассмотрены виды незаконной предпринимательской деятельности;
- проанализированы виды юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
В результате вышеизложенного материала в моей курсовой работе, хочется отметить, что предпринимательство в нашей Республике развивается всё более высокими темпами, в связи с этим увеличивается и количество преступлений связанных с предпринимательской деятельностью. Одним из преступлений в сфере предпринимательства является незаконная предпринимательская деятельность – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования (ст. 233 УК РБ).
Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает не всегда, а только в том случае, если результатом такой деятельности стало извлечение лицом дохода в крупном или особо крупном размере либо если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Общественная опасность незаконного предпринимательства заключается в посягательстве на отношения, обеспечивающие нормальный, установленный государством порядок осуществления предпринимательской деятельности как одного из видов правомерной экономической деятельности.
Во все времена все государства стремились установить правила поведения в той или иной сфере жизнедеятельности и заставить своих граждан эти правила выполнять точно и беспрекословно. В то же время всегда и везде находились люди, которым были тесны рамки, установленные государством. Не боясь ни наказания со стороны государства, ни осуждения со стороны общества, они преступали закон из корыстных побуждений. Интересным в данной связи является тот факт, что преступления, совершаемые в сфере предпринимательства, ещё в средние века, мало, чем отличаются от совершаемых преступлений. Ранее также нарушались установленные государством правила осуществления предпринимательской деятельности, также создавались «мнимые торговые дома», государственные чиновники устраивали бумажную волокиту при оформлении предпринимательской деятельности, а находчивые дельцы изобретали новые способы «отмывания» преступных доходов. Государство, стараясь не отставать от преступников, и ранее множило нормы, предусматривающие различные виды ответственности за вышеперечисленные преступления. Разница между прошлым и настоящим заключается лишь в форме, сущность же остается неизменной: преступления в сфере предпринимательства есть, и с ними надо бороться.
Поэтому, если наше государство хочет быть богатым и уважаемым мировым сообществом, если хочет активно сотрудничать с другими странами, развивать свою экономику, необходимо бороться с экономической преступностью в целом, и с преступлениями в сфере предпринимательства в частности. И если не ликвидировать их вообще, то хотя бы свести уровень преступности в данной сфере к минимуму. А для этого необходимо не только совершенствование законодательства, деятельности правоохранительных и судебных органов, но и изменение политики государства в отношении предпринимателей. Надо устранить причины преступности, а не тратить огромные силы и средства на ликвидацию их последствий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004г.). - Минск :Амалфея, 2011. - 48 с.
2.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г. № 194-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
3.Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275-З: в ред. закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
4.О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
5.О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450: в ред. декрета Президента Респ. Беларусь от 13.02.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
6.О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности : Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285: в ред. указа президента Респ. Беларусь от 13.09.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
7.О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами): Указ Президента Респ. Беларусь, 16 февраля 2012 г. № 71 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
8.О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Респ. Беларусь 16 января 2009 г. № 1: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 27.06.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
9.О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий : Декрет Президента Респ. Беларусь, 17 декабря 2002 г. № 28: в ред. декрета Президента Респ. Беларусь от 16.04.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.
10. О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 июня 2001 г., № 6: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 26.09.2002 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.
11.Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: монография. В 2 т. / С.С. Вабищевич. - Минск : Молодежное, 2008. - Т.1 - 498с.
12.Вабищевич, С.С. Хозяйственное право / C.C. Вабищевич, И.А. Маньковский. - 5-е изд., изм. и доп. - Минск :Молодежное, 2011. - 304 с.
13.Липатова, М.Г. Индивидуальный предприниматель учеб.пособие / М.Г. Липатова. - М. : Инфра, 2006. - 355 с.
14.Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е.А. Реуцкая. - Минск :ТетраСистемс, 2007. - 352с.
15.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : учеб.для высш. учеб. зав. / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. - М. : ОМЕГА-Л, 2006. - 382 с.
16. Яковцева, И.В. Незаконное предпринимательство: уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации/ И.В.Яковцева. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. - 50 с.

Скачать работу

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.