3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Действующее законодательство предусматривает три вида ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность: административную, уголовную и гражданско-правовую. В административном и уголовном законе данная правовая норма является смешанной.
Одним из видов юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность выступает гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение правовых норм, регулирующих имущественные отношения, а также за причинение внедоговорного вреда имуществу или личности. Данный вид ответственности обычно выражается в: восстановлении нарушенного права; предоставлении компенсации (чаще всего денежной).
Указанные меры могут применяться как выборочно, так и совокупности [15, с. 335].
Гражданские правоотношения – это отношения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Ответственность по гражданскому праву – это ответственность правонарушителя перед потерпевшим.
Указанное обстоятельство определяет пределы гражданско-правовой ответственности. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки. Поэтому одна из особенностей гражданско-правовой ответственности - соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков.
Ответственность в гражданском праве имеет и особенности, которые определяются предметом и методом гражданско-правового регулирования общественных отношений, а также теми функциями, которые выполняет гражданское право в общей системе права.
Одной из особенностей гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер. Ответственность по гражданскому праву выполняет функцию экономического (имущественного) воздействия на правонарушителя, являясь одним из методов экономического регулирования общественных отношений.
Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.
К гражданско-правовой ответственности можно отнести имущественную ответственность за занятие незаконной предпринимательской деятельностью, которая установлена Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1, согласно п. 25 которого деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда [8].
Под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.
В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, либо государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Также видами юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность является административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности (административного проступка). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений. Привлечение к административной ответственности осуществляется с соблюдением процессуальной формы. Документом, на основании которого происходит привлечение к данному виду ответственности, является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченными должностными лицами и подписывается правонарушителем.
Уголовная ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь [15, с. 335].
Немаловажным условием для признания деятельности как незаконной предпринимательской в административном законодательстве является то, что размер полученного дохода от занятия такой деятельностью для установления противоправности и виновности, в отличие от уголовного законодательства, значения не имеет. Кроме того, ответственность за данное правонарушение наступает также независимо от вида совершенного деяния - оконченного правонарушения или покушения на административное правонарушение. Таким образом, для привлечения к административной ответственности достаточно установить в деяниях лица только признаки незаконной предпринимательской деятельности. Конечный результат такой деятельности, получен доход или нет, значения не имеют. Здесь важно, чтобы действия физического лица были направлены на получение дохода, т.е. целью занятия деятельностью должно быть получение экономической выгоды в денежной или натуральной форме.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.
Данная норма предусматривает, что ответственности подлежат только субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели), когда деятельность осуществляется без получения специального разрешения (лицензии), когда это установлено законодательством.
Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
Данная деятельность может рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность только в том случае, если в законодательном акте прямо указано, что такая деятельность запрещена.
Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ответственность за данное административное правонарушение наступает при одновременном нарушении двух условий. Во-первых, как и в предыдущем случае, в законодательных актах должно иметься прямое указание на запрет на занятие такой деятельностью для данного лица. Как правило, такой запрет установлен для лиц, обладающих специальным статусом, а это государственные служащие, работники правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д. Во-вторых, в осуществляемой ими деятельности должны иметься признаки предпринимательской деятельности, определенные статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. При отсутствии хотя бы одного из условий лицо ответственности не подлежит. Так, в соответствии с законодательством преподавательская и научная деятельность не считается предпринимательской, за исключением репетиторства, поэтому ею могут заниматься и лица, для которых установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности.
Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) - предусматривает в качестве субъекта правонарушения индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, так как субъектом разрешительной (лицензионной) системы могут выступать только данные лица, и влечёт наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре.
Введение отдельной ответственности за осуществление безлицензионной деятельности в сфере игорного бизнеса с одновременным ужесточением санкции обусловлено, во-первых, широким распространением данного вида деятельности, во-вторых, наличием постоянных нарушений законодательства при его осуществлении, в-третьих, необходимостью контроля за легализацией денежных средств, полученных незаконным путем (в соответствии с налоговым законодательством выигрыши в азартных играх не облагаются подоходным налогом), и, в-четвертых, необходимостью пресечения фактов проведения незаконных игр и мошенничества в связи с высокой прибыльностью данного вида деятельности.
Действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии) также отнесены законодателем к незаконной предпринимательской деятельности. Данные действия согласно части 5 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях , если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - от пятисот до тысячи базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
- осуществление лицензируемой деятельности на основании не зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции договора с иностранным нанимателем, а в случае, предусмотренном в абзаце четвертом подпункта 273.2 пункта 273 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности;
- с иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией;
- получение любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным нанимателем или по его поручению с лицензиатом, за исключением платы за услуги, предоставленные гражданину в соответствии с договором о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, заключенным в письменной форме между лицензиатом и гражданином;
- введение в заблуждение лицензиатом граждан - потребителей оказываемых услуг, в том числе предоставление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
- создание условий, в результате которых возникла угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью;
- направление лицензиатом граждан на работу за границей без заключения трудового договора с иностранным нанимателем.
Введение отдельной ответственности за осуществление безлицензионной деятельности в сфере трудоустройства граждан за границей и ужесточением санкции обусловлено, во-первых, риском для гражданина попасть за границей в рабство, во-вторых, наличием постоянных нарушений законодательства при его осуществлении, в-третьих, необходимостью контроля за миграцией граждан, и, в-четвертых, необходимостью пресечения фактов мошенничества и торговлей людьми.
Уголовная и административная ответственность соответственно установлена за незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно. Отграничение административного правонарушения, выразившегося в незаконной предпринимательской деятельности, от аналогичного преступления зависит от размера полученного в результате такой деятельности дохода.
Согласно ст. 233 УК незаконная предпринимательская деятельность признается преступлением, если она:
- сопряженная с получением дохода в крупном размере (1000 и более базовых величин) - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет;
- совершенная лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное данной статьей, а равно незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере (2500 и более базовых величин на день совершения преступления) - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- осуществляется организованной группой - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Таким образом, для решения вопроса о привлечении лица к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и квалификации его действий необходимо исчислить доход, полученный в результате такой деятельности. Если доход от незаконной предпринимательской деятельности не является крупным, лицо подлежит административной ответственности по части первой ст. 12.7 КоАП. Также важно отметить, что осуществление незаконной предпринимательской деятельности кроме уголовно-правовых санкций и основного административного взыскания в виде штрафа влечет и материальные последствия в виде обращения в доход государства полученного дохода. Однако применение действующего определения дохода как выручки без учета затрат приводит к конфискации не только самой прибыли, но и эквивалента расходов, фактически произведенных для ее получения, - стоимости сырья, электроэнергии, арендной платы, заработной платы работников, налогов, сборов (пошлин) и др. И если имущественную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации несет сам преступник (нарушитель), то в случае осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), с нарушением правил и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, незаконной и (или) запрещенной предпринимательской деятельности наказываются материально (через применение статьи 12.7 КоАП и конфискации дохода) фактически собственник субъекта хозяйствования и его трудовой коллектив.

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.