ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При квалификации административного правонарушения в случае, если субъект хозяйствования обладает лицензией на определенный вид деятельности (с указанием составляющих его работ (услуг)), однако выполняет работы (услуги), относящиеся к этому же виду деятельности, но не указанные в лицензии, возникают противоречия. Так, спорным является вопрос о квалификации данного правонарушения по ч.1 или ч.2 статьи 12.7 КоАП [36, c. 429].
Право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с названным Указом некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, включают в себя несколько самостоятельных составляющих их работ и услуг, которые соответственно должны быть указаны в лицензии [29].
Осуществление же работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и не указанных в лицензии либо без лицензии, является незаконным и запрещается.
Административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.7 КоАП, посягают на регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, состоит в предпринимательской деятельности, осуществляемой:
 без государственной регистрации или
 без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо
 с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) [46, c. 81].
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП, состоит в занятии видом деятельности, который запрещен законодательством.
В рассматриваемом случае речь идет не о занятии видом деятельности, который запрещен законодательством, а о выполнении работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, которые не указаны в лицензии [32, c. 349].
Таким образом, полагаем, что в случае, если субъект хозяйствования обладает лицензией на определенный вид деятельности (с указанием составляющих его работ (услуг)), однако выполняет работы (услуги), относящиеся к этому же виду деятельности, но не указанные в лицензии, совершенное правонарушение может быть квалифицировано по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, что также отмечается в Разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 09.10.2009 г. № 02-41/2259 «О применении положений статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» [29].
Таким образом, незаконная предпринимательская деятельность характеризуется только умышленной виной в форме прямого умысла. А ответственность за данное правонарушение наступает не только в случае отсутствия специального разрешения (лицензии), но и когда действие лицензии просрочено, приостановлено либо когда предприниматель лишен ее; при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии).

3.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Под лжепредпринимательством понимают создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели.
Создание коммерческой организации заключается в ее государственной регистрации. Действия виновного выглядят внешне вполне официально: подаются документы на государственную регистрацию, иногда и на лицензирование; соответствующими органами с соблюдением необходимой процедуры принимается решение о регистрации (или лицензировании) [47, c. 223].
Обязательной характеристикой созданной лжепредпринимательской структуры является отсутствие у ее создателей намерения осуществлять заявленную в учредительных документах предпринимательскую деятельность, которое может проявиться в следующем поведении руководства лжепредприятия:
1. организация вовсе не совершает каких-либо сделок, не получает прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, от банковских операций;
2. организация совершает лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;
3. организация осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, но это не было целью ее создания, такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности [41, c. 224].
В то же время лжеорганизация должна реально осуществлять деятельность, которая указана в качестве целей ее создания: прикрываясь государственной регистрацией организации, виновный незаконно получает кредиты; освобождается от уплаты налогов по той деятельности, которая ведется реально, но в рамках другой организации; получает имущественную выгоду (путем прокручивания, например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц); занимается запрещенной деятельностью (производством наркотиков, оружия и т.п.) [32, c. 409].
Корреляция данного административного правонарушения и преступления обусловлена общественно опасными последствиями деяния. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (лжепредпринимательство), наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет, что закреплено в статье 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь [5].


3.3 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 №225-З «О рекламе», реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [8].
В соответствии со статьей 26 Закона «О рекламе» выделяются несколько видов ненадлежащей рекламы. Так, недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении:
1. состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара;
2. наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
3. цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы (для электронных средств массовой информации моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода; для периодических печатных изданий - период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях - два дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы - один месяц);
4. доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
5. гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности и (или) сроков хранения товара;
6. официального или общественного признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
7. предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
8. использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально;
9. исключительности прав на реализацию какого-либо товара и (или) его обслуживание [14].
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении:
 прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
 результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний;
 статистических данных, представленных в искаженном виде;
 ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан;
 наименования и места нахождения организации, имени и места жительства гражданина, иных сведений об этой организации или этом гражданине, за исключением сведений о виде деятельности рекламодателя;
 сравнения прав либо положения организаций или граждан с правами либо положением других организаций или граждан;
 проведения конкурсов, лотерей, игровых, рекламных и иных мероприятий, пари [8].
Неэтичной является реклама, которая:
1. содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан;
2. порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
3. порочит государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы;
4. порочит какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар;
5. дискредитирует организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром;
6. содержит негативную оценку качества товара организации или гражданина;
7. содержит сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина;
8. вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки и (или) звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя [8].
Государственное регулирование в области рекламы осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством торговли Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их компетенции. Ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии со статьей 10 Закона «О рекламе» (размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами. Реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении или в печатных изданиях, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках, рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках, либо приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками. В рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках [29].
На рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина. Реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы. В случае, если рекламодателем являются иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранный гражданин либо лицо без гражданства, при отсутствии у них учетного номера плательщика в рекламе вместо такого номера указывается название страны и населенного пункта, на территории которых имеется место нахождения или постоянного проживания рекламодателя. Данные требования не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую) на телевидении и радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены указанные в пункте 4 статьи 10 Закона «О рекламе» сведения. Реклама, содержащая информацию о юридическом лице Республики Беларусь, допускается только при наличии у этого юридического лица свидетельства о его государственной регистрации. Реклама, содержащая информацию об иностранном или международном юридическом лице (организации, не являющейся юридическим лицом), допускается только при наличии у этого юридического лица (организации) документа, подтверждающего его (ее) регистрацию (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения). Реклама, содержащая информацию о гражданине, деятельность которого требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством, допускается только при наличии у этого гражданина свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя [8].
Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, допускается только при наличии у этой организации или этого гражданина соответствующего специального разрешения (лицензии) (далее - лицензия) на осуществление данного вида деятельности. Реклама, содержащая информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию, должна содержать регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа или государственной организации, выдавших лицензию. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, а также на рекламу, размещаемую (распространяемую) в сети Интернет и содержащую ссылку на сайт, на котором размещены указанные в пункте 6 статьи 10 Закона «О рекламе» сведения. Реквизиты лицензии, предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация. Сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста [43, c. 271].
Реклама не должна:
1. поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу государства, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство;
2. содержать обещание или гарантию либо высказывать предположение о будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности.
3. Использование в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности за предшествующий период допускается при наличии у рекламодателя данных статистической отчетности или бухгалтерского баланса, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем). В рекламе не допускается использование:
4. фамилий, собственных имен и отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей, если иное не предусмотрено законодательством;
5. образов или высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, за исключением такого использования в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников;
6. наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;
7. иной информации, которую в соответствии с законами, актами Президента Республики Беларусь или действующими для Республики Беларусь международными договорами не допускается использовать в рекламе [8].
Практика применения хозяйственными судами областей Республики Беларусь административной ответственности, предусмотренной ст.12.38 КоАП (Нарушение законодательства о книге учета движения товаров), к субъектам предпринимательской деятельности различна.
Ответственность по части первой ст.12.38 КоАП применяется хозяйственными судами, как правило, за нарушение индивидуальными предпринимателями порядка ведения книги учета движения товаров (в том числе заполнение не всех граф и разделов книги, невнесение в книгу сведений об остатках нереализованных товаров, несоставление инвентаризационной описи товаров), а также за отсутствие данной книги [48].
Правонарушения, выразившиеся в невнесении в книгу учета движения товаров индивидуальными предпринимателями при осуществлении розничной торговли сведений о товарах, находящихся в торговом объекте, полностью либо частично, в одних случаях квалифицируется судами по части первой ст.12.38 КоАП, в других - по части второй ст.12.38 КоАП.
Вынося постановление о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по части второй ст.12.38 КоАП, в качестве обоснования указывали на то, что невнесение в книгу учета движения товаров сведений о нем охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст.12.38 КоАП, так как фактическое наличие у индивидуального предпринимателя товара, который вообще не отражен в такой книге, свидетельствует о недостоверности сведений, подлежащих внесению в эту книгу. Вынесенные по данной категории дел судебные постановления обосновывались также тем, что поскольку товар не отражен в книге учета движения товара, то она не содержит достоверных сведений о находившихся у индивидуальных предпринимателей в реализации товарах [48].
В связи с возникающими в хозяйственных судах вопросами, в целях формирования единой судебной практики применении положений ст.12.38 КоАП (нарушение законодательства о книге учета движения товаров), в частности применительно к ситуации, когда книга учета движения товаров отсутствует или не содержит каких-либо записей (не ведется, не заполняется), необходимо отметить следующее [29].
20 июня 2008 г. Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь проведено межведомственное совещание с участием представителей Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В ходе данного совещания была выработана единая позиция в части применения административной ответственности, предусмотренной статьей 12.38 КоАП [48].
Неведение индивидуальным предпринимателем - плательщиком единого налога, осуществляющим розничную торговлю, книги учета движения товаров, нарушение порядка ведения книги учета движения товаров, в т.ч. заполнение не всех граф и разделов книги, невнесение в книгу сведений об остатках нереализованных товаров, несоставление инвентаризационной описи товаров, а также отсутствие данной книги образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.38 КоАП [25, c. 332].
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст.12.38 КоАП, представляет собой совершение индивидуальным предпринимателем - плательщиком единого налога, осуществляющим розничную торговлю, действий, связанных с отражением в книге учета движения товаров недостоверных сведений о количестве и виде (наименовании) товаров, а именно несовпадение данных в книге учета о количестве, видах (наименовании) реализуемых товаров, с данными о товарах, имеющихся в наличии.
К числу доказательств совершения данного правонарушения наряду с протоколом об административном правонарушении относятся результаты обязательной инвентаризации, проведенной уполномоченным должностным лицом органа, ведущего административный процесс, подтверждающей недостоверность внесенных в книгу учета движения товаров сведений о количестве и виде (наименовании) товаров [37, c. 251].
В протоколе об административном правонарушении должно быть четко указано, в чем конкретно выражено правонарушение и чем подтверждается несоответствие данных о количестве и виде (наименовании) товаров, имеющихся в наличии, сведениям, указанным в книге учета движения товаров.
В случае отсутствия данных сведений в протоколе об административном правонарушении дело об административном правонарушении, предусмотренном частью второй ст.12.38 КоАП, подлежит прекращению применительно к п.1 части второй ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [4].
На основании материала, проанализированного в данной главе, можно сформулировать вывод о том, что в практике хозяйственного судопроизводства самыми распространенными делами являются дела из категории незаконной предпринимательской деятельности — ст. 12.7 КоАП. Такие дела в основном направляются в суд налоговыми органами, и их удельный вес в общей массе дел об административных правонарушениях составляет около 60%. Из этих дел в большинстве случаев хозяйственным судом рассматриваются дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Как правило, в судебной практике чаще всего фигурирует такой состав правонарушения, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. То есть гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, что является незаконным [48].
Таким образом, общественные отношения, складывающиеся при осуществлении рекламной деятельности, достаточно детально регламентированы правовыми нормами. Нарушение вышеназванных установленных законодательством правил влечет административную ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП.

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.