ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего, это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.
В договорной практике насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления.
Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств – членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.
Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.
Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства – члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п. [3.c.276].
В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень. Начался процесс заключения многосторонних договоров.
Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений, осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов, конференций.
В 1872 году состоялся Первый пенитенциарный конгресс, на котором была создана Международная уголовная и пенитенциарная комиссия (МУПК). Затем были проведены еще десять таких конгрессов, на которых обсуждались вопросы идентификации преступников, координации деятельности полицейских органов, подготовки уголовной статистики и т. п.
В рамках Лиги Наций была предпринята попытка унифицировать уголовное законодательство. С этой целью был проведен ряд конференций, касающихся борьбы с терроризмом. Поскольку Лига Наций занималась борьбой с незаконным оборотом наркотиков, с торговлей женщинами и детьми, с работорговлей и с распространением порнографических изданий, она учредила ряд комитетов по этим вопросам, которые контролировали выполнение соответствующих договоров, собирали информацию, обрабатывали данные о преступности и т. п.
Создание ООН положило начало новому этапу в борьбе с международной преступностью. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В некоторых случаях к этой проблематике подключается и Совет Безопасности.
Широкую известность получили и многие другие органы, деятельность которых не связана непосредственно с ООН. Среди них – Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
Преступность, особенно ее организованные формы, давно вышла за рамки национальных границ. С каждым годом процесс перемещения с территории одного государства на территорию другого упрощается и, зачастую, он становится лишь формальностью. Поэтому борьба с этим социальным явлением, затрагивающим интересы личности, общества и государства, возможна только путем широкого международного сотрудничества. Как показывает практика, наиболее успешно это происходит в рамках международных организаций. Ярким примером является сотрудничество по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпол).
Фундаментом эффективного сотрудничества должна стать хорошо разработанная нормативная база как на международном, так и на национальном уровнях. В соответствии со ст. 32 Устава Интерпола для обеспечения сотрудничества в борьбе с международной преступностью каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро (далее – НЦБ). В октябре 1993 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции в ряды членов Интерпола вступила Республика Беларусь. Позже, в 1995 году, приказом МВД было утверждено положение «О Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Беларусь [17, c.162].
Из вышеприведенных положений можно сделать вывод о том, что основными формами, в которые облекается взаимодействие различных НЦБ, были, да и продолжают оставаться, двусторонние и многосторонние международные договоры.

2.2 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВОПРОСАМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Необходимо сказать, что законодательство Республики Беларусь в исследуемой области недостаточно проработано, а по отдельным вопросам и вовсе отсутствует.
Прежде всего, подобная ситуация усложняет взаимодействие правоохранительных органов нашей страны с аналогичными органами иностранных государств, ввиду отсутствия подписанных Республикой Беларусь соглашений по вопросам такого сотрудничества.
В частности, это обстоятельство дает повод государствам на основании отсутствия договора о правовой помощи иногда отказывать Республике Беларусь в содействии. Несколько иная ситуация складывается в отношениях Республики Беларусь с государствами-членами Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).
Эти отношения урегулированы множеством нормативных актов, однако центральное место среди них занимает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в рамках СНГ 22 января 1993 года, которая вступила в силу 19 мая 1994 года. Важным событием стало принятие в сентябре 1993 года Советом глав государств-участников СНГ решения о создании Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ. Создание данного органа было весьма своевременно. Начальный период деятельности Бюро практически сразу выявил его необходимость и эффективность.
Существенное значение в организации взаимодействия имеют «полицейские соглашения», т.е. международно-правовые документы заключенные между правоохранительными органами нескольких государств в сфере оперативной деятельности. Особенностью этих соглашений является то обстоятельство, что полученная в рамках таких соглашений информация, как правило, непосредственно не используется для уголовно-процессуальных целей, а служит лишь основой для формирования в рамках правовой помощи следственного (судебного) поручения. Примером такого документа может служить Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года.
Что же касается государств-нечленов СНГ, государств ближнего и дальнего зарубежья, то отношения здесь строятся не на основании международных договоров, а как представляется, по дипломатическим каналам, что, безусловно, не может не сказаться на эффективности и качестве сотрудничества.
Республикой Беларусь подписаны договоры о правовой помощи только со следующими государствами: Литовской Республикой, Республикой Польши, Китайской Народной Республикой, Латвийской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, Финляндской Республикой. Отдельно с Китайской Народной Республикой заключен договор о выдаче, подписанной 22 июня 1995 года, но в тоже время не подписана Европейская конвенция о выдаче 1957 года.
В качестве примера многостороннего сотрудничества можно привести МВД России, которое является участником 44-х двусторонних соглашений о сотрудничестве с партнерами из 38 государств.
Возникает также потребность в урегулировании процедуры международного розыска на уровне национальных законодательных актов. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, в этой связи, содержит лишь отсылочные нормы. Примечательным в этом смысле является Уголовно-процессуальный кодекс Эстонии, где в главе 35 «Международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства» подробнейшим образом регламентируется порядок рассмотрения дел о выдаче и дел об исполнении судебных решений иностранных государств, особенности заключения и содержания под стражей. Также немаловажное значение, на наш взгляд, имеет закрепление в ст. 397 УПК Эстонии общих принципов, определяющих те случаи, когда применяются нормы, регламентирующие международное общение. Представляется, что введение подобных норм в УПК Республики Беларусь, безусловно, положительным образом отразится на процедуре сотрудничества в данной области отношений.
В настоящее время преступность затрагивает все сферы жизни человека и представляет угрозу не только обществу, но и государственному устройству многих стран мира. Параллельно с легальной существует «теневая» экономика, где преступность является полноправным властителем. Она имеет свои органы управления, финансовые органы, органы и структуры, обеспечивающие ее безопасность, свой бюджет.
В сложившейся ситуации необходимо усиливать сотрудничество между государствами, в одиночку ни одно государство не в состоянии справиться с ней, особенно при всевозрастающей ее мощи. Несмотря на международное сотрудничество в рамках ООН, которое ведется, начиная с пятого Конгресса (Женева, 1975 г.) и активизацию в последние годы сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне, остается еще ряд не решенных проблем. К ним относятся:
 проблема правового характера. Существование в государствах различных правовых систем уголовной законодательства, строящихся на различных принципах, в результате чего неодинаково оцениваются одни и те же преступные деяния;
 проблема внешнеполитического характера. Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью зависит от того, какую внешнюю политику ведут государства, какие взаимоотношения сложились между ними. Чем более напряженные эти отношения, тем более затруднено сотрудничество, особенно в тех случаях, когда сталкиваются разные идеологии;
 экономическая проблема. Многие государства в силу своего уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью;
 внутренние политические проблемы. Правительства некоторых государств не в состоянии контролировать политическую ситуацию в своих государствах (некоторые страны СНГ – Грузия, Таджикистан, Азии – Афганистан, Латинской Америки, Африки), что способствует бесконтрольности преступности на их территории, в том числе и организованной;
 проблема коррумпированности правительств некоторых государств. Правительства отдельных государств не заинтересованы в налаживании сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью, особенно когда высшие эшелоны власти этих государств погрязли в коррупции, а международное сотрудничество может подорвать позиции коррумпированных должностных лиц или даже правительства в целом. Такое происходит и когда речь идет о сотрудничестве с государством-«отстойником преступных сообществ»;
 проблема обеспечения суверенитета в ходе сотрудничества. Правительства некоторых государств рассматривают некоторые формы сотрудничества как вмешательство во внутренние дела этого государства;
 проблема обеспечения секретности. Неуверенностью в сохранении конфиденциальности оперативной информации, правоохранительные органы взаимодействующих стран не всегда охотно идут на обмен имеющейся у них информацией, особенно, когда есть серьезные опасения утечки этой информации, что эта утечка не только снизит эффективность указанных операций, но и поставит под угрозу жизнь оперативных работников. Особенно неохотно идут на сотрудничество с правоохранительными органами того государства, правительство которого погрязло в коррупции.
Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок.
Последние годы особую опасность для международного сообщества стала приобретать взаимосвязь организованной преступности и терроризма, причем эти явления имеют тенденцию к интернационализации. В настоящее время международные преступные синдикаты выдвигают широкомасштабные цели извлечения громадных прибылей, используют в своих целях позиции членов международных преступных групп во властных структурах и правоохранительных органах, что становиться не просто проблемой какого-либо государства, а вопросом национальной безопасности всех цивилизованных государств мира.
С целью создания эффективной системы борьбы с международной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Мировое сообщество ведет активную борьбу с международной преступностью, постоянно внося коррективы в стратегию и тактику борьбы с международной преступностью.
Совершенствование законодательства по вопросам борьбы с преступностью в Беларуси строится на системной законодательной основе, в том числе с учетом международного и иностранного опыта. В этой сфере принимаются государственные программы, предусматривающие комплекс самых разнообразных мер.
Придавая важное значение развитию международного сотрудничества в данной сфере, активно ведется работа по заключению международных договоров о правовой помощи по уголовным делам и выдаче. Их заключение способствует полноценной защите прав граждан, потерпевших в результате совершения преступлений на территории иностранных государств, а также создает правовую основу сотрудничества государственных органов Беларуси и иностранных государств в сфере борьбы с преступностью.
На сегодняшний день в рамках ЕврАзЭС действует Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г., согласно которому стороны координируют законопроектную работу, обмениваются правовой информацией, оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам, обеспечивают тесное взаимодействие правоохранительных и иных компетентных органов.
В связи с углублением интеграции в рамках ЕврАзЭС и формированием единого таможенно-правового регулирования на пространстве государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС актуальным является вопрос унификации уголовного, административного, уголовно-процессуального и административного процессуального законодательств [6, c.68]
В настоящее время нередки ситуации, когда деяния, которые в одном государстве Таможенного союза признаются преступлением либо административным правонарушением, в другом таковыми не являются, либо меры ответственности за них в разных странах существенно различаются.
В этой связи в целях унификации норм административного законодательства, определяющих ответственность за таможенные правонарушения, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС в Рекомендациях по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в области административной и уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза от 27 октября 2010 г. № 9 предлагает исходить из положений Таможенного кодекса Таможенного союза и признает целесообразным унифицировать размеры санкций за совершение правонарушения ввиду их существенного различия, унифицировать перечень таможенных операций, за нарушение порядка совершения которых должна наступать ответственность.
Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в борьбе с транснациональной организованной преступностью осуществляется в трех основных формах: договорно-правовой, в рамках международных органов и организаций, а также в ходе межведомственного сотрудничества.
Немаловажный вклад в укрепление договорно-правового механизма Республики Беларусь в борьбе с транснациональной организованной преступностью внесла ратификация Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 г. № 199-З Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., подписанной Республикой Беларусь 23 января 2001 г. Значимость этого события объясняется тем, что в Конвенции против транснациональной организованной преступности коррупция, будучи одной из сфер ее применения (ч. 1 ст. 3), рассматривается в качестве уголовно наказуемого деяния (ст. 8), против которого устанавливаются определенные меры (ст.ст. 8, 9).
Следует отметить, что факт ратификации указанной Конвенции и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности поставил перед Республикой Беларусь ряд вопросов в области совершенствования национального уголовного законодательства, особенно в части привлечения к ответственности за коррупционные преступления юридических лиц, а также за обещание или предложение взятки. Так, согласно уголовному законодательству Республики Беларусь к уголовной ответственности могут привлекаться только физические лица (ч. 1 ст. 27 УК), а обещание или предложение дать взятку образуют стадию неоконченного преступления в рамках предусмотренных в статьях 430 и 431 УК Республики Беларусь составов преступлений, которые, по мнению белорусского юриста В. М. Хомича, «в большинстве случаев не должны повлечь уголовной ответственности, поскольку лишены объективного содержания и свидетельствуют лишь об обнаружении умысла» [21, с. 149]. Поэтому Беларусь указанную Конвенцию, в отличие от Конвенции ООН против коррупции 2003 г., ратифицировала со следующей оговоркой: «Республика Беларусь обязуется выполнять положения статей 12, 18 и пункта 2 статьи 19 Конвенции по мере развития своего национального законодательства».
Достаточно интенсивно осуществляется сотрудничество Республики Беларусь с государствами-членами Интерпола. В частности, Республика Беларусь на 33-й Европейской конференции Интерпола, прошедшей в июне 2004 г. (г. Киев), первой среди стран СНГ была избрана в Европейский комитет Интерпола. В состав комитета сроком на четыре года входят представители восьми государств. На его заседаниях, которые проводятся три раза в год, принимаются стратегические и тактические решения по эффективности полицейского сотрудничества, а также основополагающие документы, регламентирующие работу полиции европейских стран-членов Интерпола. Кроме того, в связи с расширением Евросоюза НЦБ Интерпола в Беларуси и Европол намерены заключить соглашение о сотрудничестве, которое стало бы основой правовой базы для обмена информацией в интересах раскрытия транснациональных преступлений и поиска преступников.
Одним из новых видов организационно-правовых форм участия в борьбе с транснациональной организованной преступностью является деятельность Республики Беларусь по осуществлению Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств – участников Союзного государства на период 2010 – 2015 годы» (далее – Программа), которая представляет собой продолжение Программы Союза Беларуси и России «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств – участников Союза Беларуси и России на период до 2020 года». Реализация последней определила приоритетные направления организационной и практической деятельности правоохранительных органов Союзного государства, одно из которых – усиление борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, контрабандой.
В заключение хотелось бы сказать, что решения указанных выше проблем привело бы к большей гармонизации законодательств в сфере борьбы с преступностью и – как результат – к более тесному сотрудничеству государств, что способствовало бы более эффективной защите прав человека как основной ценности любого современного общества.

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.