ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь

Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся и аудиторы. Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30 сентября 1991 г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. Становление и развитие аудита в нашей стране подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в Республике Беларусь проходило в несколько этапов.
Первый этап – появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками.
Первой аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987 году. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля.
Первые хозрасчетные аудиторские организации в Республике Беларусь появились в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «Белэкоаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.
На втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении. В целях укрепления государственного контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу [4, c. 112].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 года №367 «О контрольно-ревизионной службе» было признано создание в республике аудиторской службы и утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан "Белаудитучцентр" при Белорусском государственном экономическом университете [12, с. 75].
На аудиторскую палату были возложены следующие функции:
● кадровые – организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
● связанные с деятельностью аудиторских организаций – решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей;
● методологические – разработка нормативных и методологических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
● управления и контроля – контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач [4, c. 112].
На этом же этапе 8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней". Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также со стажем работы по специальности не менее 5 лет [12, c. 76].
Третий этап аудита В Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия – аудиторам – индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий – аудиторским организациям.
Проведенные в течение 1999 – 2003 годов организационные мероприятия (переаттестация, перерегистрация, регулирование цен на аудиторские услуги и др.) привели к резкому оттоку аудиторских кадров, сто не замедлило сказаться на численности аудиторов. Так, в 2004 году насчитывалось 83 аудиторских организаций, что на 17 организаций меньше показателя 2000 года, среднее количество аудиторов – индивидуальных предпринимателей снизилось с 513 аудиторов до 486 (таблица 2)

Таблица 2
Развитие аудита в Республике Беларусь [4, c. 116].
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004
Среднее количество аудиторских организаций 100 100 99 87 83
Среднее количество аудиторов – индивидуальных предпринимателей 513 528 545 531 486
Количество всех аудиторских услуг 9018 11619 13519 18098 15726

2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь

Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регулируется законом «Об аудиторской деятельности» № 3373-XІІ от 8 ноября 1994 г. и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии в данным законом аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:
– достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
– правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
– целевого использования кредитов и инвестиций;
– финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
– финансового состояния эмитента ценных бумаг;
– формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
– достоверности налоговой декларации (расчета);
– состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
– стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
– составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
– постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
– составлению деклараций о доходах и имуществе;
– анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
– консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
– информационному обслуживанию;
– автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
– оценке предпринимательских рисков;
– разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
– проведению маркетинговых исследований;
– обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:
● открытых акционерных обществ;
● банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
● бирж;
● коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
● страховых организаций, страховых брокеров;
● резидентов Парка высоких технологий;
● организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
● иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Единые требования к действиям аудиторских организаций по планированию аудита, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита предусмотрены Правилами аудиторской деятельности "Планирование аудита". Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом. Планирование аудита позволяет уделить необходимое внимание значимым для аудита областям, выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита, надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания, а также осуществлять руководство и контроль за ходом аудита. Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита. Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита [8]. финансовой контроль аудит беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об Организации аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель обязуются оказать аудиторские услуги по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг, стоимость оказываемых аудиторских услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [9].
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение может быть, безусловно, положительное, условно положительное, отрицательное, либо аудитор может отказаться от аудиторского заключения.

2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности

В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения действия квалификационного аттестата аудитора; ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.
На Министерство финансов Республики Беларусь возлагаются обязанности по разработке методологии аудита, принятию нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также контроль за соблюдением требований действующего законодательства республики. В структуре Министерства финансов в 1999 г. было создано Главное управление аудита, при котором с 2000 г. действует Методологический совет по аудиторской деятельности [16, c. 156].
Целью деятельности Методологического совета является выработка рекомендаций аудиторов по формированию методологии аудита и разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Основными функциями Методологического совета являются:
– обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и аудиторских организаций Республики Беларусь, участие в подготовке информационных, методических материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
– разработка рекомендации по проведению аудита и оказанию других аудиторских услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
– рассмотрение проектов учебных программ для обучения и повышения квалификации аудиторов, разработка предложения по совершенствованию организации процедуры проведения квалификационных экзаменов;
– изучение международного опыта организации аудиторской деятельности и подготовка предложения по его интеграции в организацию аудиторской деятельности в Республике Беларусь;
– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.
В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» в компетенцию Национального банка Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности входят:
– определение порядка осуществления аудиторской деятельности;
– разработка методологии аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;
– установление республиканских правил аудиторской деятельности;
– контроль над соблюдением порядка аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами, за исключением случаев, когда из договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития

Аудит в современном понимании – это особенная, крайне важная методика контроля. В условиях актуальной рыночной экономики он зарекомендовал себя как неотъемлемая часть успеха и финансовой безопасности любого предприятия. Предназначение аудита на современном этапе:
● во-первых, это независимая проверка бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности с целью выражения мнения о ее достоверности;
● во-вторых, это оценка непрерывности деятельности субъекта предпринимательской деятельности;
● в-третьих, это способствование привлечению как внешних, так и внутренних инвестиций в экономику Республики Беларусь [4, с. 38].
По состоянию на 1 января 2009 года в государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций числилось 134 аудиторские организации, готовые провести аудит субъекта предпринимательской деятельности [приложение А].
За 2009 год количество аудиторских организаций в Республике Беларусь увеличилось на 5 и составило 139 организаций. К 2011 году количество аудиторских организаций возросло на 3,6% по сравнению с 2010 годом, а по сравнению с 2009 – на 7,5%, что составило на 31 декабря 2010 года, 144 зарегистрированные организации.
Динамика изменений численности аудиторов – индивидуальных предпринимателей приведена в приложении Б. Цифры свидетельствуют об устойчивом росте данного сегмента предпринимательской деятельности. Уже на конец 2010 года. зарегистрированных аудиторов – индивидуальных предпринимателей составило 564 аудитора, что говорит об увеличении их числа на 6% и 12,6% по сравнению с данными на начало 2010 и 2009 годов соответственно.
Развитие рынка аудиторских услуг в последние годы происходит бурными темпами. Рост потребности в аудиторских услугах проявляется в увеличении оказанных услуг аудиторами. Если в 2008 году данный показатель составлял 45383 млн. рублей, то в 2009 – 2010 гг. он стал соответственно равен 58573 и 63899 млн. рублей. Это означает, что в 2010 году произошло увеличение оказанных аудиторских услуг на 9,1% по сравнению с 2009 годом, а по сравнению с данными 2008 года услуг выполнено больше на 40,8% [рис. 1].


Рис. 1 Оказано услуг аудиторскими организациями [6]

В портфеле аудиторских услуг аудиторов – индивидуальных предпринимателей основную долю занимает обязательный аудит, в то время как у аудиторских организаций – сопутствующие аудиту услуги. Это свидетельствует о том, что организации и предприятия при проведении обязательного аудита отдают предпочтение аудиторам – индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям. Необходимо также отметить, что для белорусского рынка аудиторских услуг характерна высокая концентрация аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей в крупных городах страны. [2, с. 26]
В порядке оценки структуры аудиторских услуг следует отметить уменьшение удельного веса непосредственно аудита и соответствующий рост к концу 2010 года сопутствующих услуг (на 3% по сравнению с данными 2009 года) [Приложение В]. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, ведь проведение обязательного аудита определено законодательством, а потребность в сопутствующих услугах вытекает, как правило, непосредственно из хозяйственной, производственной деятельности субъекта. При этом максимальный удельный вес среди сопутствующих услуг занимает консультирование по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности, информационным обслуживанием, выполнением в установленном порядке услуг по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности [14, с. 26]
В результате аудита в 2010 году было выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей на сумму 28509 млн. рублей, что на 35,2% и 47,6% больше выявленных недоплат по сравнению с 2008 и 2009 годами соответственно [рис. 2].


Рис. 2 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей [6]

Таким образом, проанализировав аудиторскую деятельность в Республике Беларусь на современном этапе развития можно сказать, что востребованность в достоверной информации о финансовом состоянии белорусских субъектов предпринимательской деятельности увеличивается. С 2006 года идет новый виток развития аудиторской деятельности. С каждым годом увеличивается количество аудиторских организаций, а особенно аудиторов – индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о развитии рынка аудита.
Постоянно растет потребность в аудиторских услугах. Это проявляется в увеличении оказанных услугах аудиторскими организациями и аудиторами–индивидуальными предпринимателями. С каждым годом увеличивается число организаций, в которых был проведен аудит. И в результате проведения аудита в организациях были установлены нарушения ведения бухгалтерского учета и нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Итак, за 20 лет аудит в Беларуси превратился в заметную сферу услуг, без которой многие предприятия уже не могут обойтись. При этом следует заметить, что организации и предприятия при проведение аудита отдают предпочтение аудиторам – индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям.

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.