ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА. РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 История возникновения и развития аудита

Изучение любой дисциплины принято начинать с ее истории – возникновение, пути развития. Ознакомление с историей возникновения и становления аудита в разных странах поможет глубже понять суть аудита и его роль. Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.
Зарождение аудита. В давние времена в школах учитель, объяснив урок, поручал старшему ученику перед началом следующего занятия проверить, как младшие выучили задание. Этот ученик назывался «аудитор» – выслушивающий. Впоследствии это слово прижилось и стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управленческие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности акционерами приглашались специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров можно было доверять. Главными требованиями к аудитору были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора [16, с. 15].
Первый этап становления. Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии в XIX в. Датой рождения аудита принято считать 1844 г.
В США в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.
Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 году в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, однако нигде не было указано, кем должна была осуществляться проверка – внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.
Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера [12, с. 70].
Второй этап – 1950 г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах. От проверки бухгалтерских счетов акционерных компаний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего ряд услуг – проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фирмами, от небольших, включающих десяток сотрудников, до транс национальных гигантов с численность в несколько тысяч человек (Price waterhouse Coopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG) [7, с. 23].
В России звание аудитора было введено Петром I. Тогда их называли присяжными бухгалтерами. В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако попытки организации аудита вплоть до 1929 года терпели неудачи.
Отмена крепостного права в России, подъем промышленного производства, распространение акционерных обществ, рост финансовой культуры в стране создали предпосылки для возникновения финансового контроля. В 1891 году семнадцать губерний охватил страшный голод. Чтобы помочь голодающим, в Москве организовали выставку. При ней был созван I съезд счетоводов, которым поручались ревизии различных счетоводств, организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. В августе 1898 года состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства: для присяжных счетоводов — не менее пяти лет; для счетоводов — не менее двух лет; для кандидатов — не менее трех месяцев.
Вся эта работа проводилась усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского. Он хотел, чтобы деятельность присяжных бухгалтеров повторяла деятельность британских аудиторов. Но, так как его коллеги были настроены к нему, мягко говоря, недружелюбно, попытки Езерского терпели неудачу.
Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Члены предложенного съездом профессионального Института в России подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты.

Аудиторская деятельность а России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году, когда в стране стали создаваться первые кооперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам. В то время правом проверять финансовую деятельность обладало только Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР. В положении об управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, но о совместных предприятиях там не упоминалось. Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Инаудит», созданную в 1987 году. Однако и она не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали в том числе Министерство финансов (55 процентов уставного капитала) и Министерство торговли (10 процентов). 1990 год — время создания подлинного аудита в России. Принятие в этом году ряда законов («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности») позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы, учредительные документы которых предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности.
К концу 1991 года стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм [13].

1.2 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью. Такой контроль принято называть аудитом [12, с. 70]
В Правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности» №114 от 26 октября 2000 года (ред. 30 июня 2011 г. №51) дано понятие аудита.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления финансовой отчетности других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности [11, гл. 1].
Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству [5, гл. 1].
Целью аудита является повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, а также составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям республиканских правил аудиторской деятельности [11, гл. 2].
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [1, с. 84].
При проведении аудита аудиторская организация должна соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность, профессиональность поведения, конфиденциальность [11, гл. 3].
При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц. При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших проведение проверки [12, с. 101].
Руководствуясь принципом профессиональной компетентности и добросовестности, аудитор обязан постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных аудиторских услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. Для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне аудитор обязан быть осведомленным и разбирающимся в соответствующих профессиональных, законодательных и технических новшествах, постоянно повышать профессиональную квалификацию, которая развивает и поддерживает способности, позволяющие ему компетентно работать в сфере аудиторской деятельности.
Руководствуясь принципом конфиденциальности, аудитор должен обеспечивать конфиденциальность информации полученной в результате профессиональных или деловых отношений и не должен раскрывать такую информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет право либо обязан раскрыть такую информацию [10, гл.2].
Основными этапами проведения аудита являются: планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица [10, гл.4].

1.3 Виды аудита

С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько видов [таблица 1].

Таблица 1
Виды аудита
Классификационный признак Классификационная группа
В зависимости от субъекта Внешний
Внутренний
В зависимости от объекта Общий
Банковский
Страховой
В зависимости от порядка назначения Обязательный
Инициативный
В зависимости от организационного признака Первоначальный
Согласованный
В зависимости от назначения проверки Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Специальный
Аудит на соответствие требованиям

Внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, осуществляется внутренними аудиторами – работниками организации, непосредственно подчиненными руководству субъекта хозяйствования. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов организации, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования. При правильной организации внутренний аудит способствует четкому и качественному выполнению своих обязанностей должностными и материально ответственными лицами, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.
Внешний аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Никакие государственные органы, заказчики аудита или другая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации или аудитора.
В зависимости от порядка назначения внешний аудит разделяется на инициативный и обязательный.
Инициативный аудит проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Обязательный аудит - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок его осуществления регламентируются нормативными актами.
И обязательный, и инициативный аудит может быть общим, банковским и страховым. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Это сфера деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, внесенных в Государственный реестр. Банковский аудит проводится в учреждениях банка аудиторами, которые должны дополнительно иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь. Страховой аудит проводится в страховых и перестраховочных организациях.
Все рассмотренные виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными. Первоначальный аудит проводится впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности, что значительно увеличивает трудоемкость и риск проверки. Согласованный аудит oосуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности.
В зависимости от направления проверки различают аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Первый из них можно отнести к обязательному аудиту, два других – к инициативному.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству. По его формам выдается аудиторское заключение специальной формы. Специальный аудит – это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил и норм. В рамках специального аудита выделяют экологический аудит, направленный на обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска для окружающей среды вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Аудит на соответствие требованиям связан с проверкой хозяйственных процессов и финансовых операций с точки зрения установленных правовых актов законодательства. Такой вид аудита может проводиться по заказу акционеров и иных собственников с целью проверки соблюдения руководством организации предписанных норм и правил [16, с.135].

1.4 Отличие аудита от государственного финансового контроля

Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами. Можно выделить следующие отличительные признаки аудита от государственного контроля.
● Целевой признак. Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудитор разрабатывает рекомендации по исправлению допущенных ошибок и предупреждение фактов нарушения законодательства в будущем.
Ревизии, осуществляемые государственными органами, проводятся с целью обеспечения мобилизации и рационального и эффективного использования финансовых ресурсов страны в производственных и непроизводственных сферах.
● Информационный признак. Аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность информации сохранность коммерческой тайны. Ревизии, проводимые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций.
● Организационный признак. Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит проводится ежегодно. Ревизии проводятся на основании приказа ревизионного органа и взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер.
● Аудит является платной услугой, государственный контроль проводится на бесплатной основе.
● Документально-результативный признак. По результатам аудита оформляется аудиторское заключение, а по результатам ревизионной проверки, проводимой органами государственного контроля, составляется акт ревизии деятельности организации.

Строительная доска объявлений на сайте fortstroi.com.ua
Как заработать на недвижимости, подробнее на сайте comintour.net
Придомовая территория, норматив здесь http://stroidom-shop.ru/pravila/pridomovaya-territoriya.html
. All Right Reserve.